Ранняя американская философия




Ранняя американская философия

 

Приветствую уважаемых посетителей!
     Краткое содержание предыдущего выпуска:
     6 сентября 1620 года парусник "Мэйфлауэр" вышел из плимутской бухты. На борту корабля отметим троих пассажиров: Уильям Брюстер с женой Мэри и Уильям Брэдфорд. Это представители религиозного течения "твердых". Идея переселения принадлежала лидерам крайне левого, радикального крыла английской Реформации. Причиной явились прежде всего идейные факторы. Они и составили основу духовной культуры североамериканских колоний Великобритании.

     Вы читаете второй выпуск, посвящённый ранней американской философии.
     С высоты современной эпохи мы прекрасно понимаем, насколько сложным, интересным, и драматичным был путь становления американского национального философского сознания. Он не дал миру гениев абстрактного философствования, но породил плеяду незаурядных мыслителей, сочетавших энциклопедическую образованность и доскональную осведомленность в новейших достижениях европейской философии с трезвым и практичным взглядом на реальность, желанием и возможностью воплотить истины "науки всех наук" в конкретную жизнь нарождавшейся американской нации.
     Ранняя американская философия — это философия и входящие в ее орбиту формы философской деятельности в североамериканских колониях Великобритании, а затем в Соединенных Штатах Америки вплоть до Гражданской войны между Севером и Югом и оформления американского прагматизма в середине 70-х годов XIX века.
     В 1877—1878 годах в Америке было опубликовано две статьи, озаглавленные "Закрепление верования" и "Как сделать ясными наши идеи". Статьи эти, написанные математиком и философом Чарлзом Сандерсом Пирсом (1839—1914), стали своеобразной философской классикой. Они ознаменовали выход на американскую и даже мировую философскую арену прагматизма, которого ожидала долгая историческая судьба, не завершившаяся и поныне. Пирс, создавший оригинальное мировоззренческое учение, открыл "золотой век" американской философии и отчетливо обозначил ее переход от раннего этапа развития к этапу зрелых теоретических форм, вполне отвечающих мировым канонам. "Золотой век" американской философии, который западные исследователи связывают также с творчеством Уильяма Джемса (1842—1910) и Джона Дьюи (1859—1952) — оба философа были последователями Пирса, — а также стоявших особняком Джосайи Ройса (1855—1916) и Джорджа Сантаяны (1863—1952), — название совершенно условное и во многом уязвимое. Но оно обладает одним чисто стилистическим достоинством — образно раскрывает смысл теоретического расцвета философской мысли в США последней трети XIX — начала XX века. Но что же тогда творилось в американской философской мысли до "золотого века", мог ли он настать сам собой, вырасти из ничего, без соответствующей исторической и теоретической подготовки, занимавшей, надо думать, длительный временной период?
     Совершенно очевидно, что существовала эпоха, предшествовавшая "золотому веку" американской философии и сделавшая возможным само его возникновение. (Такое логическое обоснование "на кончике пера" необходимости ранней американской философии чем-то напоминает абстрактно-математическое открытие У. Леверье планеты Нептун, предвосхитившее визуальное открытие этой планеты. Впрочем, и без умозрительных "фигур" ранняя американская философия вполне наблюдаема.)
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz