Ранняя американская философия




новости, мониторинг, аналитика

Ранняя американская философия

 

Приветствую уважаемых посетителей!
     Краткое содержание предыдушего выпуска:
     Статьи "Закрепление верования" и "Как сделать ясными наши идеи", написанные математиком и философом Чарлзом С. Пирсом (1839—1914), стали философской классикой. Это выход на американскую и даже мировую философскую арену прагматизма. Пирс, создавший оригинальное учение, открыл "золотой век" американской философии и обозначил ее переход от раннего этапа развития.

     Вы читаете третий выпуск, посвящённый ранней американской философии.
     "Бронзовый век" американской философии... Мы говорим прежде о "золотом веке" и о том, что это весьма условное метафорическое наименование, относящееся к первым широкомасштабным дстижениям американской теоретической философской мысли конца - XIX — начала XX века. Можно ли в таком случае раннюю американскую философию сравнить с бронзовым веком? Любой историк укажет на то, что "золотой век" — образ мифологический, тогда как понятие бронзового века вполне исторично.
     Несмотря на не вполне сформировавшиеся представления о предмете философии ранних американских мыслителей, отнесение того или иного философа к числу представителей ранней американской философии ни в коем случае не означает уменьшение его авторитета. "Ранний" лишь означает принадлежность к периоду становления, обладавшему своей неповторимой исторической спецификой. Так, Уильям Джемс, принадлежавший к "золотому веку" американской философии, не имеет ровным счетом никаких "преимуществ" перед Ралфом Эмерсоном, которого отнесём к раннему этапу американской философской мысли. (Точно так же, как, например, первые греческие философы милетской школы столь же важны для нас, сколь и "предфилософ" Гесиод, а Фома Аквинский не более велик в нашем понимании, чем представитель ранней (!) философии Аврелий Августин.) Все это объясняется тем, что абсолютной "табели о рангах" в истории философии нет и каждый оригинальный мыслитель, проникший в духовные глубины своего времени, имеет очень важное значение для всех последующих поколений. Вопрос состоит лишь в том, насколько тонко он понял и истолковал эти глубины, и потому только степень интеллектуальной прозорливости философа делает его интересным или неинтересным для нас. Скажем прямо, "ранние" американцы вполне выдерживают такое испытание временем; более того, время как бы снимает патину с их духовного наследия, делая его весьма любопытнытным, примечательным и во многом поучительным для людей XXI века.
     Наряду с возникновением в середине 70-годов XIX века прагматизма, историческую границу ранней американской философии составила и Гражданская война между Севером и Югом 1861 — 1865 годов — вторая американская революция. Она уничтожила последние, но весьма существенные преграды — прежде всего южный плантаторский уклад и рабство — на пути бурного развития американского капитализма и обозначила окончательное формирование американской нации. Эта кардинальная для судеб страны историческая полоса подвела итог всему предшествующему развитию США, включая, разумеется, и развитие духовное. И хотя философские эпохи хронологически не всегда точно "совмещаются" с социально- экономическими, между Гражданской войной и последующей реконструкцией, с одной стороны, и формированием прагматизма — с другой, соответствие можно найти однозначно.
     Начальную границу ранней американской философии определяют достаточно точно — 1620 год. Именно в 1620 году парусное судно "Мэйфлауэр" доставило к берегам Северной Америки первую небольшую группу переселенцев, точнее религиозных беженцев-сепаратистов, основавших Новый Плимут и открывших путь к основанию других колоний, образовавших культурно-экономический регион Новой Англии. Новоанглийское общество, возникшее на религиозной первооснове и насквозь пронизанное мифологией христианства, стало и первым носителем раннего философского сознания колонистов и ранней американской философии.
     Будем считать, что исторические границы темы очерчены. Процесс доказательства философией своего права на существование, длившийся на протяжении всего этого периода американской интеллектуальной истории, может быть проиллюстрирован и тем, что в Америке профессиональных философов в обычном понимании не было, профессорского звания по философии не присуждали вплоть до XX века, и миссию развития этой области знания выполняли представители самых различных социальных и профессиональных кругов: протестантские проповедники, политические деятели, литераторы, экономисты, естествоиспытатели, социальные реформаторы.
     С одной стороны, в массиве чрезвычайно богатой и сложной интеллектуальной жизни американского общества любого периода надо выделять конкретный философский элемент исходя из современных представлений о том, что такое философия. С другой стороны, постоянно приходится иметь в виду, что сами ранние американские философы понимали под философией и как эти представления отражались на их деятельности.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz