Ранняя американская философия




Ранняя американская философия

     Краткое содержание предыдушего выпуска:
     Историческую границу ранней американской философии составила война между Севером и Югом 1861 — 1865 годов. Ее начальную границу определяют достаточно точно — 1620 год: Прибытие парусника "Мэйфлауэр". Тогда в Америке профессиональных философов в обычном понимании не было, постоянно приходится иметь в виду, что сами ранние американские философы понимали под философией и как это отражалось на их деятельности.

     Вы читаете четвертый выпуск, посвящённый ранней американской философии.
     Ранняя американская философия в основном носила не специфически философский характер (Джонатан Эдварде был исключением) и разрабатывалась людьми, чьи главные жизненные интересы лежали вне философской сферы. Пуританские авторы были прежде всего проповедниками, мыслители-просветители — государственными деятелями, а остальные — поэтами, литературными критиками и публицистами. Не смотря на это в их сочинениях мы находим немало того, что представляет сугубо философский интерес: обсуждение свободы воли у Эдвардса, природа и основания прав личности и добродетельной жизни у Франклина и Джефферсона, сущность и место личности в обществе, раскрытые Эмерсоном и Торо. Таким образом, антология американской философии с необходимостью должна включать все эти разделы.
     Первые американские философы не имели ясных и разработанных представлений о предмете философии и применяли термин "философия" расширительно, для обозначения самых различных видов духовной и практической деятельности. Так, для новоанглийских пуритан философия была синонимом так называемых "свободных искусств" (логика, грамматика, риторика, математика, физика и теология). Немного позднее, в первой половине XVIII века, вслед за распространением в североамериканских колониях шотландской философии "здравого смысла" под философией стали понимать прежде всего моральную философию, включая в нее даже экономику. В XIX веке для США было характерно смешение понятий философии и психологии. Это отразилось даже в творчестве У. Джемса и Дж. Ройса, представлявших уже "золотой век".
     Историческое развитие ранней американской философии определялось острейшими идейными и социально-политическими конфликтами своего времени; это повлекло за собой конкретный публицистический и полемический характер философской мысли в Америке XVII — первой половины XIX века. Обычно философия, выражающая по сути своей мировоззренческие ориентации различных социальных сил данного общества, рождалась на острие политических конфликтов и ожесточенного идейного противостояния. Однако это общее положение приобретает особый смысл в американских условиях XVII—XIX веков.
     Дело в том, что ранняя американская философия с самых первых шагов своего развития была теснейшим образом связана с социальными условиями американского общества. Не обладая статусом теоретической самостоятельности, она воспринималась многими в виде идейно и теоретически обоснованного ответа на вопросы текущего дня.
     В ранней американской истории мы едва ли насчитаем десяток философских документов, носящих абстрактный характер. И даже эти документы, если хорошо присмотреться к обстоятельствам их создания, раскроют свою прямую или связь с идейной борьбой по проблемам свободы, демократии, прав человека. Разумеется, создателям американских философских традиций через века можно адресовать упрек в том, что их публицистическая полемичность снижает теоретическую насыщенность их сочинений. Но можно посмотреть на эту проблему и иначе. Первоначальная и столь интенсивная социально-политическая закваска американской философской мысли как раз и способствовала раскрытию самобытности раннего американского философского сознания, сделала его тем, чем оно предстает перед нашим современным восприятием.
     Особо надо сказать о взаимоотношениях религиозного и философского сознания в ранней американской интеллектуальной истории. Религия и ее теоретическое оформление — теология — играли существеннейшую роль в духовной жизни североамериканских колоний. Ранняя американская философия хронологически и, что важнее, содержательно тесно связана с религиозным сознанием. Эта черта ранней американской культуры поразительна на фоне религиозных расколов, появлению вольнодумия в Западной Европе того же периода и позволяет даже говорить об "американском средневековье" применительно к эпохе пуританизма, подразумевая при этом, прежде всего, доминирование религиозных форм познания и социального действия в общественной жизни колониального общества.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz