Краткое содержание предыдушего выпуска: Историческую границу ранней американской философии
составила война между Севером и Югом 1861 — 1865 годов.
Ее начальную границу определяют достаточно точно — 1620 год:
Прибытие парусника "Мэйфлауэр". Тогда в Америке
профессиональных философов в обычном понимании не было,
постоянно приходится иметь в виду, что сами ранние
американские философы понимали под философией и как это
отражалось на их деятельности.
Вы читаете четвертый выпуск, посвящённый ранней американской
философии. Ранняя американская философия в основном носила не
специфически философский характер (Джонатан Эдварде был
исключением) и разрабатывалась людьми, чьи главные жизненные
интересы лежали вне философской сферы. Пуританские авторы
были прежде всего проповедниками, мыслители-просветители —
государственными деятелями, а остальные — поэтами,
литературными критиками и публицистами. Не смотря на это в
их сочинениях мы находим немало того, что представляет
сугубо философский интерес: обсуждение свободы воли у
Эдвардса, природа и основания прав личности и
добродетельной жизни у Франклина и Джефферсона, сущность и
место личности в обществе, раскрытые Эмерсоном и Торо. Таким
образом, антология американской философии с необходимостью
должна включать все эти разделы. Первые американские философы не имели ясных и
разработанных представлений о предмете философии и применяли
термин "философия" расширительно, для обозначения самых
различных видов духовной и практической деятельности. Так,
для новоанглийских пуритан философия была синонимом так
называемых "свободных искусств" (логика, грамматика,
риторика, математика, физика и теология). Немного позднее,
в первой половине XVIII века, вслед за распространением в
североамериканских колониях шотландской философии "здравого
смысла" под философией стали понимать прежде всего моральную
философию, включая в нее даже экономику. В XIX веке для США
было характерно смешение понятий философии и психологии. Это
отразилось даже в творчестве У. Джемса и Дж. Ройса,
представлявших уже "золотой век". Историческое развитие ранней американской философии
определялось острейшими идейными и социально-политическими
конфликтами своего времени; это повлекло за собой конкретный
публицистический и полемический характер философской мысли в
Америке XVII — первой половины XIX века. Обычно философия,
выражающая по сути своей мировоззренческие ориентации
различных социальных сил данного общества, рождалась на
острие политических конфликтов и ожесточенного идейного
противостояния. Однако это общее положение приобретает
особый смысл в американских условиях XVII—XIX веков. Дело в том, что ранняя американская философия с самых
первых шагов своего развития была теснейшим образом связана
с социальными условиями американского общества. Не обладая
статусом теоретической самостоятельности, она воспринималась
многими в виде идейно и теоретически обоснованного ответа на
вопросы текущего дня. В ранней американской истории мы едва
ли насчитаем десяток философских документов, носящих
абстрактный характер. И даже эти документы, если хорошо
присмотреться к обстоятельствам их создания, раскроют свою
прямую или связь с идейной борьбой по проблемам свободы,
демократии, прав человека. Разумеется, создателям
американских философских традиций через века можно
адресовать упрек в том, что их публицистическая полемичность
снижает теоретическую насыщенность их сочинений. Но можно
посмотреть на эту проблему и иначе. Первоначальная и столь
интенсивная социально-политическая закваска американской
философской мысли как раз и способствовала раскрытию
самобытности раннего американского философского сознания,
сделала его тем, чем оно предстает перед нашим современным
восприятием. Особо надо сказать о взаимоотношениях религиозного и
философского сознания в ранней американской интеллектуальной
истории. Религия и ее теоретическое оформление — теология —
играли существеннейшую роль в духовной жизни
североамериканских колоний. Ранняя американская философия
хронологически и, что важнее, содержательно тесно связана с
религиозным сознанием. Эта черта ранней американской
культуры поразительна на фоне религиозных расколов,
появлению вольнодумия в Западной Европе того же периода и
позволяет даже говорить об "американском средневековье"
применительно к эпохе пуританизма, подразумевая при этом,
прежде всего, доминирование религиозных форм познания и
социального действия в общественной жизни колониального
общества. Об этом - в следующем выпуске.