Краткое содержание предыдушего выпуска: Ранняя американская философия имела прямую связь с
идейной борьбой по проблемам свободы, демократии, прав
человека. Но одновременно хронологически и содержательно она
была тесно связана с религиозным сознанием. Эта черта ранней
американской культуры поразительна на фоне религиозных
расколов и вольнодумия в Западной Европе, можно даже
говорить об "американском средневековье".
Вы читаете пятый выпуск, посвящённый ранней американской
философии. Понять раннюю американскую философию можно лишь в
ретроспективе научного развития и религиозно-теологической
борьбы, свойственных тому периоду. Характер ранней американской философии наложил своеобразный отпечаток на формы философствования,
общепринятые в американском обществе той эпохи. На ранних
этапах становления американской философской мысли
(XVII — первая половина XVIII века) преобладала форма
проповеди, имевшей философское содержание. Получили
распространение и исторические хроники, посвященные эпохе
освоения Нового Света и основанию колоний. В этих хрониках
подчас содержались пространные философские комментарии.
Знаменитые "Марсианские хроники" Брэдбери берут свое начало
именно оттуда. Источниками ранней американской философии
можно считать утопии, легенды, были, имевшие хождение среди
колонистов и дающие нам представление об их мысленных
конструкциях. Часто можно столкнуться и с библейскими
комментариями, в которых проводился анализ (явно
философский) ветхозаветных и новозаветных текстов. (В связи
с тем, что в Новой Англии было почти поголовно грамотное
население, обсуждение философских вопросов воспринималось не
как удел интеллектуальной элиты, а как дело всеобщей
важности, так как подобные обсуждения были частью
религиозного культа.) Постепенно стали распространяться и
такие формы философской деятельности, как небольшие
сочинения (сейчас бы мы назвали их рефератами),
предназначенные для чтения и последующего обсуждения в кругу
приглашённых. Америка изобрела новые формы философствования, к числу
которых обязательно надо отнести государственно-политические
документы, политическую сатиру, злободневные статьи,
написанные специально для прессы. Интенсивност культурно-
политической жизни привели к необходимости расширять виды
духовного общения, что в свою очередь повлекло за собой
расширение коммуникативных функций переписки между
адресатами как внутри страны, так и между США и Европой.
Именно поэтому эпистолярный жанр является богатейшим
источником наших знаний о развитии ранней американской
философии. Невероятно активный обмен мнениями и идеями,
документально дошедший до нас, показывает не только уровень
собственно американской философской культуры, но и пути, по
которым шло ее формирование. Девятнадцатый век выдвинул на
первый план в американской философии публицистику и лекцию
как главные формы изложения философских взглядов. Довольно
часто эссе объединялись в авторские сборники или же
периодически выходившие альманахи, в которых участвовали
различные авторы-философы. Однако понятие "курс лекций"
отсутствовало, Лекции шли в основном за пределами учебных
заведений, в среде интеллектуально продвинутой читающей
публики, образовывавшей аудиторию слушателей. Стремление
создать мозаику философских аргументов и тем самым, не
прибегая к систематическому изложению, выразить общее
философское умонастроение (стремление в целом характерное
для романтиков) привело к резкому возрастанию в американской
культуре первой половины XIX века значения дневников,
раскрывавших, по мысли их авторов, тайные ходы философского
творчества. И лишь "золотой век" американской философии
постепенно ввел ее развитие в русло ныне принятых жанровых
форм. Ранняя американская философия, как, впрочем и ранняя
американская культура в целом, предстает своего рода
"плавильным котлом", в котором переплавлялись европейские
духовные традиции и чисто американские культурно-философские
"ингредиенты", отражавшие условия и черты нарождавшейся
нации. Об этом - в следующем выпуске.