Ранняя американская философия




Ранняя американская философия

     Вы читаете шестой выпуск,
     Краткое содержание предыдушего выпуска:
     В Новой Англии было почти поголовно грамотное население, обсуждение философских вопросов воспринималось не как удел интеллектуальной элиты, а как дело всеобщей важности, так как подобные обсуждения были частью религиозного культа. Ранняя американская философия тесно связана с религиозным сознанием. Эта черта ранней американской культуры поразительна на фоне религиозных расколов, появлению вольнодумия в Западной Европе.

посвящённый ранней американской философии.
     "На третий день Отец Федор стал проповедовать птицам. Он почему-то склонял их к лютеранству.
     - Птицы,-говорил он им звучным голосом,- покайтесь в своих грехах публично!" (12 стульев).
     Кто такие лютеране? Чем они отличаются от кальвинистов и протестантов? А не одно ли это и то же? Эти вопросы имеют самое непосредственное отношение к ранней американской философии, так как связаны с расколом церкви. Ведь именно диссиденты создали идеологию первых эммигрантов 17-го века. (Само слово "диссиденты" появилось в процессе раскола.) Для понимания всех последующих статей придется рассказать о расколе, может быть даже не один раз (отдельные штрихи и подробности, там где это потребуется по смыслу).
     1517 год, Мартин Лютер обнародовал на паперти Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против папских индульгенций. Тезисы эти положили начало Реформации, изменившей весь духовный и политический облик Европы и сыгравшей существенную роль в позднейшем становлении американской культуры. Протестантское мировоззрение формировалось постепенно, да и эволюция идеологии самого Лютера обнаруживает в себе ряд существенных этапов. И все же попробуем в двух словах выразить лютеровскую этическую доктрину, оказавшую наибольшее влияние на переселенческую эпопею 1620 года. Начатый Мартином Лютером (1483—1546) радикальный пересмотр веры явно выходил за рамки узкорелигиозной дискуссии с апологетами Рима и приобретал все более отчетливые идейные грани, позволяющие видеть в реформационном движении не только ересь, церковный раскол, но и рождение целого мировоззрения, так или иначе затрагивавшего все области духовной культуры. Возникал новый мир, и Реформация становилась его знаменем.
     Реформации охватывала все и формировала на своем фундаменте протестантизм. Но приобретала между тем строгость канонических постулатов, придававших вероучению Лютера как устойчивость, так и гибкость, соотносимые с современной ему эпохой экономических и социальных сдвигов в европейском обществе.
     Обличала разложение католической церковности, задача реформации - проведение четкой границы между истинной и впавшей в ложь христианской церковью. (Вспомним знаменитого пирата Балтазара Коссу, ставшего папой римским Иоанном XXIII.)
     Протестантизм требовал не упразднения церкви, а ее реформы, перестройки, но перестройки конструктивной, при которой церковная община цементировалась бы не внешними предписаниями и обрядами, а глубинным родством единоверных душ, каждая из которых сугубо лично, индивидуально погружается в созерцание бога.
     Реформа вовсе не отменяла принцип христианского церковного уложения, но радикально меняла его связующие звенья, делая их более интимными, личными, «сердечными», а потому и более надежными. Так непростым, но чрезвычайно эффективным способом протестантизм стремился найти путь духовно-дисциплинарного сплочения мирян при сохранении их самостоятельности и независимости друг от друга.
     Реформация стремилась очистить христианскую веру от всего чуждого ей по природе и тем самым раскрепостить сокрытые в ней силы.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz