Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете девятый выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдушего выпуска:
     Основные догмы Лютера: спасение только личной верой и всесвященство. Иными словами, человек не может и не должен искать промежуточные инстанции спасения, возлагая на них надежду, а равно и наделяя их правом извинять, прощать его за греховные поступки. Особой значимости было исполнено явно прослеживающееся для протестантов противопоставление оправдания верой «дел закона», причем они весьма широко толковали понятие «закон».

     Чаще всего протестанты ссылались на известные места из Послания к римлянам св. Павла. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим., 5:1). Или несколько видоизмененная мысль: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим., 3:28). Осуществляя весьма вольное толкование текстов и обращая против католического Рима те слова, которые первоначально адресовались иудеям, протестанты вслед за апостолом Павлом гневно восклицали: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры» (Рим., 3:27). Иначе говоря, закон веры — спасение через самозабвенное погружение в интимный диалог с богом — перечеркивает какие бы то ни было иные «законы», коренящиеся в нерелигиозных организациях, даже освященных христианской идеей.
     Эти положения лютеровского символа веры, всколыхнувшие Европу, несказанно поражали своим демократизмом, так как поднимали рядового прихожанина до уровня собеседника бога. Человеку при этом не требовалось никаких «законов» и учреждений для раскрытия таинств истинной веры. Это влекло за собой, по крайней мере, два важнейших вывода, также сделанных Лютером, — отрицание сакральной роли духовенства и введение принципа всесвященства. Лютеровская реформа христианства упраздняла социальную курию священников, которые лишались своего как вероисповедного, так и чисто мирского статуса. Этот статус распространялся на всех верующих и каждый из них становился и мирянином и священнослужителем одновременно.
     По этой реформе любой правоверный протестант получал возможность не только полностью и безраздельно погружаться в откровение веры, но и быть избранным для руководства общины единоверцев и тем самым выполнять обязанности священника без того, чтобы быть им по своему формальному общественному положению. Правда, «всеобщее священство» — по замыслу Лютера — не отменяло полностью всех прав духовенства. Некоторые из этих прав сохранялись, но радикально урезывались. Этот радикализм «всесвященства» логически дополнялся упразднением монашества и монастырей.
     Принципиальные реформы Лютера коснулись и таких важнейших для христианской морали тем, как вера, свобода воли и предопределение. По существу, речь шла не столько об абстрактно-этических и богословских проблемах, сколько о том, как совместить демократизм, присущий эпохе ранних буржуазных революций, с требованием жесткой дисциплины и повиновения.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz