Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 12-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдушего выпуска:
     Протестантизму присуща абсолютизация деловой активности, ориентация на жизненный успех и экономическую удачливость. Тот, кто преуспел на профессиональной ниве, тот более всего преуспел и в раскрытии божественного замысла. Мирское назначение человека как работника и собственника - главная цели жизни, начертанная богом.

     Лютер обосновывал повиновение властям, не чинившим препятствий предпринимательству и выполнению профессионального долга. Итак, лютеровская реформа осветила круг основных идейно - нравственных вопросов, коренящихся как собственно в религиозной идеологии, так и в необходимости радикального изменения моральных установок общества, приведения их в соответствие с требованиями социально-экономического развития Европы, входившей в преддверие эпохи ранних буржуазных революций. Это обусловило возникновение потребности в создании подвижной, динамичной и вместе с тем устойчивой системы идеологии, максимально дисциплинировавшей мирян, но не сковывавшей их деловой активности.
     Однако лютеранство при всей своей радикальности и революционности было отягощено определенными и весьма очевидными непоследовательностями, противоречившими общей цели Реформации. Объяснялись эти непоследовательности тем, что Лютер по необходимости вынужден был сочетать свою религиозно-нравственную-проповедь с конкретными условиями бюргерской Германии. Поэтому принципы демократичности и личной свободы трактовались Лютером как чисто духовные и не требовавшие радикального внедрения в общественную жизнь. Более того, покорность властям и существующим порядкам превратилась в сквозную догматическую мысль лютеранского вероучения. Но и в собственно конфессиональной сфере многих радикальных сторонников Реформации не могли удовлетворить сохраненные Лютером и лютеранством элементы церковной иерархичности, обрядовости.
     После подавления крестьянских войн и спада демократических движений в Германии произошло укрепление княжеской власти. Программа реформы христианства, выдвинутая Лютером, стала рассматриваться германскими князьями в качестве чисто политической программы внутригерманского сепаратизма и отчуждения а пользу княжеской власти церковных земель, принадлежавших прежде католикам. В 1529 году император Карл V решительно остановил ход экономической секуляризации церковных и монастырских земель, на что Лютер и его последователи ответили открытым протестом (Именно после этого важного события сторонники Лютера получили наименование протестантов).
     Однако дальнейшее развитие Реформации толкнуло Лютера на путь поисков компромисса с князьями, не желавшими следовать за проповедниками радикальных религиозно-нравственных взглядов. Это и породило явно половинчатый характер лютеранства, особенно очевидно проявившийся на Аугсбургском сейме 1530 года. Один из близких сподвижников Лютера немецкий богослов Филипп Меланхтон (1497—1560) составил систематизированный кодекс веры лютеранства. Этот религиозный документ получил название «Аугсбургского вероисповедания». В нем закреплялось главенство немецких князей, а не римского папы во всех делах церкви. Из всех обрядов сохранялись лишь два — крещение и причастие. Упразднялись пышные литургии, иконы. Вместо мессы устанавливались сокращенные службы и проповеди. Все это соответствовало требованиям создания «дешевой церкви», но тем не менее церковь как таковая сохранялась, что шло вразрез с принципом оправдания только верой.
     Радикальный протестантизм...
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz