Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 13-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Вспомним, о чем ранее шла речь:
     Возникла потребность в создании подвижной, динамичной и вместе с тем устойчивой системы идеологии, максимально дисциплинировавшей мирян, но не сковывавшей их деловой активности. Протестантизму присуща абсолютизация деловой активности, ориентация на жизненный успех и экономическую удачливость. Мирское назначение человека как работника и собственника - главная цели жизни.

     Сейчас нам понятно, что предпринимательству была необходима новая идеология, принципы демократии и личной свободы обязательны для экономического развития, поэтому Реформация продолжалась. Ее развитие - радикальный протестантизм.
     Радикальный протестантизм и формирование кальвинистского мировоззрения, стремление осуществить полную и последовательную Реформацию в области христианского вероисповедования нашли свое воплощение в деятельности двух виднейших представителей швейцарского протестантизма: Ульриха Цвингли (1484—1531) и Жана Кальвина (1509—1564), основавших одно из самых мощных в идейном и организационном отношении течений в реформированном христианстве.
     Будучи современником Лютера, священник Ульрих Цвингли самостоятельно пришел к убеждению в необходимости очистить христианство от папизма, понимавшегося им в духе, близком лютеровскому. Цвингли восторженно встретил начало Реформации в Германии и проповедничество Лютера.
     Подобно великому немецкому реформатору, Цвингли полностью опирался на Библию, противопоставляя ее «ложным» папским посланиям и декретам римской курии (Священному преданию). Столь же резкому отрицанию были подвергнуты монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства, индульгенции, церковная иерархия, литургия. Это и составляло программу решительного «удешевления церкви». Христианская догматика в толковании Цвингли лишалась большей части своей мистики и как бы высвечивалась несколько заземленным рационализмом и практицизмом. Церковные таинства рассматривались как «воспоминания» о деяниях Христа, принявшего мученическую смерть во искупление грехов человеческих.
     Однако особенно последовательно реформаторские принципы проводились Цвингли в сфере церковного устройства. Новая реформированная христианская церковь мыслилась им основанной на подлинно демократических и республиканских началах. В цвинглианской церкви отсутствовала каста священнослужителей — на их место заступали проповедники, хотя и имевшие теологическое образование, но являвшиеся мирянами. Руководители общины избирались прихожанами из числа мирян на определенный срок, а вся церковная деятельность в целом подчинялась магистрату города.
     Еще более решительно, чем Лютер, Цвингли проповедовал необходимость возвратиться к нравственным принципам первоначального христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в мир веры. Призыв к умеренности во всем, что касалось мирской жизни, вполне сочетался в протестантизме с идеей главенства делового успеха и предприимчивости над всеми иными жизненными установками.
     Цвинглианство заложило основы радикальных направлений в протестантизме, достигших высшей точки своего развития в учении Жана Кальвина, французского эмигранта...
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz