Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 15-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдущего выпуска:
     Протестанты сильно способствовали возвышению трудовой и предпринимательской деятельности, делая ее «богоугодной». Призыв кальвинистов сводился к тому, чтобы, предельно ограничив свои жизненные потребности (но вовсе не свой капитал), человек превратился в сгусток энергии на ниве ремесел и предпринимательства.

     С одной стороны, кальвинизм требовал и всегда добивался полной грамотности населения (что для XVI века было революционным явлением), с другой — литературный и культурный кругозор кальвинистов был ограничен Библией и «христианской наукой». (Так, издающаяся и ныне в США известная газета «Крисчен сайенс монитор» в переводе означает — «Наставник христианской науки».) Это в свою очередь оказало глубокое влияние на формирование радикально-протестантской культуры, сочетавшей в себе фундаментальность основ с узостью гуманитарного горизонта.
     Идеал ранних протестантов — это мирянин, вооруженный священной книгой.
     После изобретения печатного станка, книга создала реальные предпосылки для того, чтобы общение верующего с книгой было поставлено в один ряд с литургией, молитвой и исповедью, а затем и возвышено над этими действиями».
     Обожествление печатной книги создало весьма важные предпосылки европейского и американского Просвещения, которое сформируется и самоопределится через два века после Реформации. Но несмотря на большой хронологический разрыв, две эти эпохи имели ряд точек соприкосновения. Реформация, прежде всего радикально-кальвинистская, сделала ученость, книжную мудрость, умение проникать в текст и вести его интерпретацию высокочтимым и почетным занятием. Реформация решительно разрушила узкий круг «книжников», превратив всех мирян в исследователей и толкователей текста.
     Стиль жизни кальвинистских общин характеризовался размеренностью быта, отсутствием ярких праздников, отдых полностью посвящался чтению и изучению Библии в семейном кругу. Причем это не было лишь свободным волеизъявлением членов общины — их образ жизни придирчиво контролировался консисторией.
     В целом организация кальвинистской церкви была принципиально проще и дешевле католической церковной структуры. Поначалу Кальвин и вовсе не собирался устанавливать какую-либо организацию. Однако постепенно самоопределились некоторые типичные для первоначальных и более поздних кальвинистских общин уровни управления. Так, во главе общины находились пресвитеры — старейшины, избиравшиеся из числа наиболее почетных граждан, пользовавшихся всеобщим уважением. Наряду с пресвитерами руководящую роль в общинах выполняли и министры- проповедники, как правило имевшие теологическое образование, но не обладавшие обязательно священническим саном.
     Все практические вопросы, связанные с жизнью общины, решала консистория, состоявшая из пресвитеров (старейшин) и министров (проповедников). Что же касается сугубо религиозных тем, то они обсуждались на собрании министров (проповедников), на котором разворачивались обсуждения чисто богословских проблем, развенчивались отступления от ортодоксальной линии, поддерживалось единство культа и вероучения.
     Характерные черты радикально-протестантских общин были типичны не только для швейцарского кальвинизма, но и для последователей Кальвина во Франции (гугенотов), Голландии, Шотландии, Англии и, позднее, в североамериканских колониях Великобритании.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz