Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 16-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдущего выпуска:
     Призыв кальвинистов сводился к тому, чтобы, ограничив свои жизненные потребности (но не свой капитал), человек превратился в сгусток энергии на ниве ремесел и предпринимательства. Постепенно самоопределились типичные для кальвинистских общин уровни управления. Характерные черты общин были типичны не только для швейцарского кальвинизма, но и для последователей Кальвина во Франции, Голландии, Шотландии, Англии и, в североамериканских колониях Великобритании.

     Если все было так хорошо, почему же тогда диссиденты эмигрировали в из Великобритании в североамериканские колонии? Необходимо рассмотреть особенности протестантизма в Англии, который даже получил название "англиканства".
     Здесь, на Британских островах, Реформация стала мощным орудием укрепления абсолютизма королевской власти.
     Формально начало Реформации в Англии связано с 1534 годом, когда парламент провозгласил независимость английской церкви от римской курии и знаменитым «Актом о супрематии» объявил главой церкви короля. Одновременно, правда, было декларировано сохранение в Англии католических обрядов и догматов. Несколько позднее начались конфискации монастырских земель в пользу королевской власти.
     В конечном счете разрыв с Римом определялся экономическими соображениями, коренившимися в стремлении английских верхов укрепить королевскую власть, сделав ее монопольным распорядителем умов и кошельков английских подданных.
     Известный церковный деятель елизаветинской эпохи епископ Сэндис так охарактеризовал суть Реформации в Англии: «Один Бог, один король, одна вера, одно вероисповедание — вот что подходит для монархического государства». В результате проведения длительной и многоступенчатой реформы христианской церкви в Англии при Тюдорах — Генрихе VIII (1509—1547) и особенно Елизавете I (1558—1603) — установились основные черты англиканства — реформированной, протестантской церкви в Англии. В 1571 году парламент, решавший главные вопросы вероисповедания, одобрил окончательно сформированный «символ веры» англиканства, согласно которому подтверждалось верховное право короля возглавлять английскую реформированную церковь. Хотя при этом подчеркивалось, что король «не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства». В английский церковный канон перешли все основные догматы лютеранства, прежде всего об «оправдании верой» и о сакральном смысле Священного писания как единственного источника веры. Англиканство солидаризировалось с лютеранством и в отрицании индульгенций, святых мощей и икон. Однако сохранялся католический догмат о спасительной силе церкви и тем самым сохранялись основы церкви, против которых выступала Реформация в Германии и Швейцарии. Вслед за этим были сохранены литургия и другие католические обряды; продолжал существовать институт епископов.
     По своей сути англиканская церковь, занявшая позицию на пограничье католицизма и лютеранства, стала оплотом абсолютизма; в ее лоно перешли высшие круги английского дворянства, наследственная аристократия, отчасти представители буржуазно-дворянских слоев. Всех их воодушевлял лютеранский догмат о господстве светской власти над религиозной. При этом, однако, лютеранство не только привлекало их, но и отталкивало, прежде всего своим демократизмом и радикализмом...
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz