Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 18-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдущих выпусков:
     Англиканская церковь, занявшая позицию на пограничье католицизма и лютеранства, стала оплотом абсолютизма. После взятия в плен католички Марии Стюарт (1567) началась борьба за установление жесткого церковного единообразия. И главным препятствием на этом пути стали английские кальвинисты.

     Пуритане, знакомые нам в основном по романам А.Дюма, появились в Англии еще в середине XVI века. «Пуританизм» (pure — чистый, истинный) обозначало движение «истинных» протестантов, сторонников очищения английской церкви от наследия католицизма. Участников этого движения стали называть «пуританами». Именно они и стали объектом гонений.
     Во многом близкие к шотландским пресвитерианам, английские пуритане стремились к еще большей строгости выполнения кальвинистских догматов. Особый упор делался на земной миссии христиан, начертанной им божественным предопределением. Иначе говоря, пуритане рассматривали себя не просто как представителей определенных религиозных взглядов, а как носителей божественной миссии всемирно- исторического масштаба. Термин «пуританизм» имел и более расхожее значение. Сторонники английского кальвинизма вели подчеркнуто скромный образ жизни, отмеченный истовой набожностью, и внешне и по существу противостоявший роскоши англиканской церкви елизаветинской эпохи.
     Строгость и простота быта женевских кальвинистов английские пуритане довели до крайности, возведя свой аскетизм и обращенность к богу в абсолют. Тот факт, что католики и также официальные англикане используют во время мессы благовонья, органную музыку и другие средства воздействия на органы внешних чувств, был доказательством (в глазах пуританина) преступного третирования Писания. Любые католические сочинения являли для него порок; порочной представлялась и любая англиканская литература. И таким образом пуританин не без оснований связывал свое полнейшее недоверие к идеям, недостойным с точки зрения благонравия, с тем способом, которым они были донесены до слушателя или зрителя. Это в свою очередь начисто отлучало пуритан от поэзии, художественной литературы, изящных искусств. Почти все виды художественной культуры, хотя и существовавшие в их среде, но в угнетенном состоянии, полностью подчинялись «христианской науке» и теологии.
     В более широком социальном контексте пуританизм был нешуточной общественной силой. «По своей сути пуританство представляло собой открытый вызов, брошенный нарождавшимся индивидуализмом традиционной социальной незыблемости английских общественно-политических институтов, так что успехи пуританского движения с неизбежностью привели к далеко идущим социальным переменам»,— отмечал один из крупнейших историков американской духовной культуры В.Л.Паррингтон. Социальные конфликты, пронизывавшие британское общество конца XVI — начала XVII века, выливались в форму борьбы религиозных идей; поэтому понятно, почему в пуританизме теснейшим образом переплетались и соединялись богословие, политика и чисто экономический интерес созревавшей торгово-промышленной буржуазии.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz