Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     29-й выпуск.
     Кратко о предыдущем выпуске:
У переселенцев был высокий уровень культуры. Уже через шесть лет после основания Бостона, в 1636 году, здесь закладывают первый американский университет — Гарвардский колледж. В учебных планах Гарварда присутствовали мирские предметы — философия, математика, физика, хотя их преподавали духовные лица.

     Новая Англия уделяла внимание и богослужениям и образованию (прежде всего школьному). Практически каждый житель был грамотен, а это существенно повышало его деловую и общественную активность.
     Школьное образование и содержание детей в школах, как правило, было бесплатным для родителей, так как все расходы принимала на себя религиозная община. В Массачусетсе к середине XVII века было принято несколько законов относительно обязательного среднего образования. То же происходило и в других колониях Новой Англии; причем родители несли всю полноту ответственности за то, чтобы их дети умели не только читать, но и разбираться в принципах веры и общественной жизни.
     Многими чертами своего устройства новоанглийское общество напоминало Бенсалем — мифический остров в океане, изображенный в утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (опубликована в 1627 году, после смерти философа). В Новой Англии, в сущности так же, как и в утопии Бэкона, чрезвычайно высоко ценились практические знания, ученость, широкая образованность. Но и там и тут все это сочеталось не просто с открытой религиозностью, но и с ожесточенной религиозной нетерпимостью. С одной стороны, подробно воссозданный Бэконом идеал общественного статуса наук — Дом Соломона — святилище знания, соединенного с практическими нуждами промышленности, сельского хозяйства и торговли, с другой — и на Бенсалеме и в Новой Англии — бескомпромиссное имущественное неравенство, допускавшееся и имевшееся в виду изначально. Разумеется, речь не о том, что английские колонии управлялись по бэконовским начертаниям. Но в утопической форме гениальный английский ученый выразил основные идейные и социально-политические веяния своего времени, а они во многом воплотились в устройстве новоанглийской жизни.
     Но какие бы параллели ни проводить между ренессансно- просветительской утопией Бэкона и колониями Новой Англии, они разумеется будут хромать, потому что общественный строй колоний Северо-Востока отличался прежде всего религиозным окостенением, тоталитарной властью церковной конгрегации, просвещенностью во имя-веры, а не вопреки ей. (Употребляемые термины подробно объяснены в предыдущих выпусках.)
     Противоречивое сочетание экономических, социальных и идейных факторов формирования новоанглийского общества не подлежит однозначному истолкованию. Имея в виду общую историкую и культурную интерпретацию духовного развития первых колоний в Северной Америке, известный исследователь американской культуры Г.М. Джонс предложил немного условно выделить три главных элемента, скорее даже структуры, определявших все вместе становление новой культуры в колониях. Это — Средневековье, Возрождение и Реформация...
     Читайте об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz