Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     31-й выпуск.
     Краткое содержание предыдущего выпуска:
Переселение в Америку и основание колоний в интерпретации пуритан: философия, разумеется, не была единственным интеллектуальным занятием американских пуритан, но все иные формы духовной и практической деятельности получали в видении иммигрантов философское истолкование. В первую очередь это касалось самого переселения в Новый Свет и обоснования на территории Американского континента.

     Отношение пуритан к Ветхому и Новому заветам было неравнозначным.
     Ветхий завет почитался выше всего, ибо в нем существенное место занимала идея формирования государственности на новых землях, установления строгих жизненных принципов, продиктованных богом. Именно эта государственная направленность ветхозаветных текстов весьма точно соответствовала настроениям пуритан, искавших и на небе и на земле всяческой поддержки своей рискованной деятельности.
     Новый завет ценился по преимуществу за то, что давал развернутую программу спасения человека и человечества, подкрепленную пророчествами о «страшном суде», «втором пришествии».
     Взятые как целое, тексты Священного писания смыкались в понимании пуритан с историей исхода из Старого Света в Новый. Таким образом провиденциальная история объединялась у пуритан с философско-провиденциальным восприятием и осмыслением мира. Для пуританина история, быть может даже История с большой буквы, именовалась не иначе как «Госпожа- наставница жизни людской», «Очевидец Времени, глашатай Глубокой Старины, свет Истины, жизненное воплощение Памяти» и т. д. И потому история наделялась особым смыслом — нравственным и провиденциальным. Следуя пуританской теологической версии, история превращалась в философию, раскрытую с помощью особых примеров; причем для отцов-пилигримов чем более «моральной» становилась история, тем более совершенной виделась основывающаяся на ней философия.
     Весь мировой исторический процесс раскрывался для пуритан как земное воплощение божественного предначертания. Даже дохристианская эпоха трактовалась не иначе как прелюдия к пришествию Христа. Однако эти в общем и целом привычные для христиан догматы были еще более развиты новоанглийскими пуританами, ибо они поставили перед собой непростую задачу доказать, что господь указывал именно на протестантов, а не на католиков, когда предвидел истинный путь человечества к спасению. Более того, требовалось доказать, что речь шла не о протестантах вообще, а именно о пуританах-конгрегационалистах, предпринявших смелый рейд к берегам Нового Света.
     Пуритане во всем искали знамений, свидетельствовавших в пользу их особой исторической избранности. Немало подобной мифологии можно обнаружить в хронике Уильяма Брэдфорда «О Плимутском поселении», написанной в 40-е годы XVII века, но опубликованной лишь два столетия спустя. Подробно повествуя об эпопее переселения, Брэдфорд постоянно искал объяснения поступков пилигримов в божественном предначертании:
     «Людям разумным и благочестивым известно, что, с тех пор как истина Святого писания озарила Англию (первую страну, которую просветил господь после кромешной тьмы папизма, окутавшей христианский мир), Сатана повел против святых войну и тем ли, другим ли способом ведет ее и поныне. То кровавыми казнями и жестокими пытками; то заточением, изгнанием и иными гонениями; опасаясь, как бы не пришел конец его царствию, а церковь божья не обрела былой чистоты и не вернулась к изначальному порядку, свободе и благолепию. Не сумев всеми средствами этими одолеть истину Святого писания, которая во многих местах пустила корни и принесла сладостные плоды — ибо оросила ее кровь мучеников и осияло благословение небес,— обратился он к прежним своим ухищрениям, на какие пускался некогда противу первых христиан. Когда кровавые и жестокие гонения, какие воздвигли на них императоры-язычники, не помешали быстрому распространению Святого писания во всех известных в ту пору странах, принялся он сеять заблуждения, ереси и разлад среди самих же христиан (пользуясь гордостью, честолюбием и иными пороками, присущими всем смертным, а отчасти даже и святым), а это имело следствия самые прискорбные; не только ярые раздоры, зависть, схизму и прочую безобразную смуту; но еще навязывает Сатана гнусные свои обряды со множеством ненужных канонов и установлений, коими поныне улавливают, как в ловушки, немало несчастных душ. Гонения, коим в древние времена подвергали христиан язычники и их императоры, не более были жестоки, чем те, что воздвигли одни христиане на других; как, например, ариане и сообщники их на истинных христиан».
     Так начинал свою хронику один из лидеров переселенцев и многолетний губернатор Нового Плимута У. Брэдфорд. Точно передают чувства пилигримов и другие описания, данные новоанглийским летописцем...
     Читайте об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz