Краткое содержание предыдушего выпуска: Статьи "Закрепление верования" и "Как сделать ясными
наши идеи", написанные математиком и философом Чарлзом С.
Пирсом (1839—1914), стали философской классикой. Это выход
на американскую и даже мировую философскую арену
прагматизма. Пирс, создавший оригинальное учение, открыл
"золотой век" американской философии и обозначил ее переход
от раннего этапа развития.
Вы читаете третий выпуск, посвящённый ранней американской
философии. "Бронзовый век" американской философии... Мы говорим
прежде о "золотом веке" и о том, что это весьма условное
метафорическое наименование, относящееся к первым
широкомасштабным дстижениям американской теоретической
философской мысли конца - XIX — начала XX века. Можно ли в
таком случае раннюю американскую философию сравнить с
бронзовым веком? Любой историк укажет на то, что "золотой
век" — образ мифологический, тогда как понятие бронзового
века вполне исторично. Несмотря на не вполне сформировавшиеся представления о
предмете философии ранних американских мыслителей, отнесение
того или иного философа к числу представителей ранней
американской философии ни в коем случае не означает
уменьшение его авторитета. "Ранний" лишь означает
принадлежность к периоду становления, обладавшему своей
неповторимой исторической спецификой. Так, Уильям Джемс,
принадлежавший к "золотому веку" американской философии, не
имеет ровным счетом никаких "преимуществ" перед Ралфом
Эмерсоном, которого отнесём к раннему этапу американской
философской мысли. (Точно так же, как, например, первые
греческие философы милетской школы столь же важны для нас,
сколь и "предфилософ" Гесиод, а Фома Аквинский не более
велик в нашем понимании, чем представитель ранней (!)
философии Аврелий Августин.) Все это объясняется тем, что
абсолютной "табели о рангах" в истории философии нет и
каждый оригинальный мыслитель, проникший в духовные глубины
своего времени, имеет очень важное значение для всех
последующих поколений. Вопрос состоит лишь в том, насколько
тонко он понял и истолковал эти глубины, и потому только
степень интеллектуальной прозорливости философа делает его
интересным или неинтересным для нас. Скажем прямо, "ранние"
американцы вполне выдерживают такое испытание временем;
более того, время как бы снимает патину с их духовного
наследия, делая его весьма любопытнытным, примечательным и
во многом поучительным для людей XXI века. Наряду с возникновением в середине 70-годов XIX века
прагматизма, историческую границу ранней американской
философии составила и Гражданская война между Севером и Югом
1861 — 1865 годов — вторая американская революция. Она
уничтожила последние, но весьма существенные преграды —
прежде всего южный плантаторский уклад и рабство — на пути
бурного развития американского капитализма и обозначила
окончательное формирование американской нации. Эта
кардинальная для судеб страны историческая полоса подвела
итог всему предшествующему развитию США, включая,
разумеется, и развитие духовное. И хотя философские эпохи
хронологически не всегда точно "совмещаются" с социально-
экономическими, между Гражданской войной и последующей
реконструкцией, с одной стороны, и формированием
прагматизма — с другой, соответствие можно найти однозначно. Начальную границу ранней американской философии
определяют достаточно точно — 1620 год. Именно в 1620 году
парусное судно "Мэйфлауэр" доставило к берегам Северной
Америки первую небольшую группу переселенцев, точнее
религиозных беженцев-сепаратистов, основавших Новый Плимут и
открывших путь к основанию других колоний, образовавших
культурно-экономический регион Новой Англии. Новоанглийское
общество, возникшее на религиозной первооснове и насквозь
пронизанное мифологией христианства, стало и первым
носителем раннего философского сознания колонистов и ранней
американской философии. Будем считать, что исторические границы темы очерчены.
Процесс доказательства философией своего права на
существование, длившийся на протяжении всего этого периода
американской интеллектуальной истории, может быть
проиллюстрирован и тем, что в Америке профессиональных
философов в обычном понимании не было, профессорского звания
по философии не присуждали вплоть до XX века, и миссию
развития этой области знания выполняли представители самых
различных социальных и профессиональных кругов:
протестантские проповедники, политические деятели,
литераторы, экономисты, естествоиспытатели, социальные
реформаторы. С одной стороны, в массиве чрезвычайно богатой и
сложной интеллектуальной жизни американского общества
любого периода надо выделять конкретный философский элемент
исходя из современных представлений о том, что такое
философия. С другой стороны, постоянно приходится иметь в
виду, что сами ранние американские философы понимали под
философией и как эти представления отражались на их
деятельности. Об этом - в следующем выпуске.