Краткое содержание предыдушего выпуска: В Новой Англии было почти поголовно грамотное население,
обсуждение философских вопросов воспринималось не как удел
интеллектуальной элиты, а как дело всеобщей важности, так
как подобные обсуждения были частью религиозного культа.
Ранняя американская философия тесно связана с религиозным
сознанием. Эта черта ранней американской культуры
поразительна на фоне религиозных расколов, появлению
вольнодумия в Западной Европе.
посвящённый ранней американской
философии. "На третий день Отец Федор стал проповедовать птицам.
Он почему-то склонял их к лютеранству. - Птицы,-говорил он им звучным голосом,- покайтесь в своих
грехах публично!" (12 стульев). Кто такие лютеране? Чем они отличаются от кальвинистов
и протестантов? А не одно ли это и то же? Эти вопросы имеют
самое непосредственное отношение к ранней американской философии, так как связаны с расколом церкви. Ведь именно
диссиденты создали идеологию первых эммигрантов 17-го века. (Само слово "диссиденты" появилось в процессе раскола.)
Для понимания всех последующих статей придется рассказать о расколе, может быть даже не один раз (отдельные штрихи и
подробности, там где это потребуется по смыслу). 1517 год, Мартин Лютер обнародовал на паперти Виттенбергского собора свои знаменитые 95 тезисов против папских
индульгенций. Тезисы эти положили начало Реформации, изменившей весь духовный и политический облик Европы и
сыгравшей существенную роль в позднейшем становлении американской культуры. Протестантское мировоззрение формировалось постепенно, да и эволюция идеологии самого
Лютера обнаруживает в себе ряд существенных этапов. И все же
попробуем в двух словах выразить лютеровскую этическую доктрину, оказавшую наибольшее влияние на переселенческую
эпопею 1620 года. Начатый Мартином Лютером (1483—1546) радикальный пересмотр веры явно выходил за рамки
узкорелигиозной дискуссии с апологетами Рима и приобретал все более отчетливые идейные грани, позволяющие видеть в
реформационном движении не только ересь, церковный раскол, но и рождение целого мировоззрения, так или иначе
затрагивавшего все области духовной культуры. Возникал новый мир, и Реформация становилась его знаменем. Реформации охватывала все и формировала на своем
фундаменте протестантизм. Но приобретала между тем строгость канонических постулатов, придававших вероучению Лютера как
устойчивость, так и гибкость, соотносимые с современной ему эпохой экономических и социальных сдвигов в европейском
обществе. Обличала разложение католической церковности, задача
реформации - проведение четкой границы между истинной и
впавшей в ложь христианской церковью. (Вспомним знаменитого
пирата Балтазара Коссу, ставшего папой римским Иоанном
XXIII.) Протестантизм требовал не упразднения церкви, а ее
реформы, перестройки, но перестройки конструктивной, при
которой церковная община цементировалась бы не внешними
предписаниями и обрядами, а глубинным родством единоверных
душ, каждая из которых сугубо лично, индивидуально
погружается в созерцание бога. Реформа вовсе не отменяла принцип христианского
церковного уложения, но радикально меняла его связующие
звенья, делая их более интимными, личными, «сердечными», а
потому и более надежными. Так непростым, но чрезвычайно
эффективным способом протестантизм стремился найти путь
духовно-дисциплинарного сплочения мирян при сохранении их
самостоятельности и независимости друг от друга. Реформация стремилась очистить христианскую веру от
всего чуждого ей по природе и тем самым раскрепостить
сокрытые в ней силы. Об этом - в следующем выпуске.