Вы читаете седьмой выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдушего выпуска: Лютеровские идеи оказали наибольшее влияние на
переселенческую эпопею 1620 года. Начатый Мартином Лютером
(1483—1546) радикальный пересмотр веры явно выходил за рамки
узкорелигиозной дискуссии. Это рождение целого мировоззрения
это - Реформация, начало Протестантизма. Реформация
стремилась очистить христианскую веру от всего чуждого ей по
природе и тем самым раскрепостить скрытые в ней силы.
Основная идея: глубокое родство единоверных душ, каждая из
которых лично, индивидуально погружается в созерцание бога.
"Верую, потому что нелепо!",- логичный вывод мыслителей
той эпохи. Структура существующей церкви доводила идеи
христианства до абсурда. С сегодняшней точки зрения мы
понимаем, что любая сильно централизованная организация по
своей природе уже содержит в себе то, что приведет ее к
перерождению, обязательному превращению в монстра. И это
совершенно не зависит от идей (обычно очень благородных),
которые она провозглашает. Так католическая церковь родила
святую инквизицию, а в России ХХ века идеи свободы,
равенства, братства привели к ГУЛАГу. "Верую, чтобы понимать", - важнейший тезис
протестантов. Разветвленной и хорошо развитой иерархии
католической церкви, управляемой из единого центра
наместником бога на Земле — римским папой, была
противопоставлена иная церковная и теологическая структура —
децентрализованная, демократичная, лишенная иерархической
пирамидальности. Подобное противопоставление оказалось
возможным и потому, что Реформация радикально изменила
статус верующего, характер его взаимоотношений с церковью. Если в католицизме обращение к богу с неизбежностью
должно было проходить различные церковные инстанции,
опосредоваться различными обрядами и вероисповедальными
актами, то протестантизм упразднил основные формы, поставил
человека перед лицом бога, а не церкви, сделав ее не
господином верующего, а его наставником, советчиком.
(Таков был, по крайней мере, генеральный проект Лютера.)
Это, в свою очередь, трансформировало основные
мировоззренческие установки христианина. Отныне он, как
сторонник Реформации, получал прекрасную возможность
непосредственного, сугубо личного и потому интимного общения
с богом, который вдохновлял христианина на воплощение в дела
мирские божественного замысла. Но Реформация означала замену прежней формы господства
иной; причем замену господства необременительного,
практически в те времена мало ощутимого, подчас едва ли не
чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой
регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все
сферы частной и общественной жизни. Источник обновления, вернее восстановления, веры Лютер
искал в непредвзятом погружении в тексты Библии. Вера
возрождается там и тогда, где и когда мирянин проникается
интуитивной «внутренней ясностью Священного писания», шаг за
шагом раскрывая в нем глубины веры. Именно поэтому столь
большое значение придавали Лютер и другие лидеры Реформации
переводу Библии на национальные языки, которое по-новому
высвечивает содержание наших представлений о природе вещей.
Знание, прошедшее испытание верой и согласующееся с ней,
составляет фундамент восхождения к постижению бога. Таким
образом, вера не противоразумна, а сверхразумна. «Что я понимаю, тому и верю, но не все, чему я верю, я
понимаю. Все, что я понимаю, то и знаю, но не все то знаю,
чему верю... Поэтому, хотя многие предметы я не могу знать,
я все же знаю, как полезно им верить» (Августин) Поэтому
Лютер освободил человека от внешней религиозности, сделав
религиозность внутренним миром человека. Так непростым, но
чрезвычайно эффективным способом протестантизм стремился
найти путь духовно-дисциплинарного сплочения мирян при
сохранении их самостоятельности и независимости друг от
друга. Здесь корни демократии американских религиозных
общин. Об этом - в следующем выпуске.