Вы читаете восьмой выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдушего выпуска: Лютеровские идеи оказали наибольшее влияние на
переселенческую эпопею 1620 года. Мартином Лютером (1483—
1546) начат радикальный пересмотр веры. Реформация означала
замену прежней формы господства иной; причем замену
господства необременительного, практически в те времена мало
ощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей
степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения,
глубоко проникающей во все сферы частной и общественной
жизни.
Корни демократии американских религиозных общин
основаны на идеях Лютера. Он освободил человека от внешней
религиозности, сделав религиозность внутренним миром
человека. Основные догмы Лютера: спасение только личной верой и
всесвященство. Поскольку высшее предназначение человека,
живущего в мирской суете, состоит в поисках путей спасения и
избавления от оков первородного греха, то именно это
вдохновенное и загадочное спасение и составляет, по сути,
«нерв» всего христианского мировоззрения, очищенного от
всего наносного и пришедшего в него от «папистов».
Принципиально изъяв из христианства привнесенную в него
католицизмом церковную институциональность, Реформация
обратилась к понятию личной веры, «одной только веры», как
своеобразному средству цементирования религиозной общины. В самом деле, если спасение христианина не достижимо на
ниве беззаветного служения церковной иерархии, противной, по
утверждению Лютера, самой сути христианства, то спасение
должно быть обретено в иной сфере. И этой сферой становится
в протестантизме личная вера. Иными словами, человек не
может и не должен искать промежуточные инстанции спасения,
возлагая на них надежду, а равно и наделяя их правом
извинять, прощать его за греховные поступки, противоречащие
высшим принципам, но совершенные-де во имя ближайших целей
служения церковной иерархии. Между человеком и богом,
утверждал протестантизм, нет опосредующих звеньев. И потому
спасение возможно лишь тогда, когда любовь к богу говорит
сама за себя, прокладывая путь к избавлению от оков греха и
плоти. Лютер, а затем и его последователи в американских
религиозных общинах опирались на Священное писание,
разыскивая и находя в нем заветы, подтверждавшие
реформированное учение. Чаще всего ссылались они на
известные места из Послания к римлянам св. Павла. «Итак,
оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа
нашего Иисуса Христа» (Рим., 5:1). Или несколько
видоизмененная мысль: «Ибо мы признаем, что человек
оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим., 3:28). Особой значимости было исполнено явно прослеживающееся
для протестантов в этих строфах противопоставление
оправдания верой и «дел закона», причем они весьма широко
толковали понятие «закон». Привычка самостоятельно толковать
закон привела не только к "справедливому суду Линча", но и
передовым достижениям законодательной власти США XIX века. Об этом - в следующем выпуске.