Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете восьмой выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдушего выпуска:
     Лютеровские идеи оказали наибольшее влияние на переселенческую эпопею 1620 года. Мартином Лютером (1483— 1546) начат радикальный пересмотр веры. Реформация означала замену прежней формы господства иной; причем замену господства необременительного, практически в те времена мало ощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни.

     Корни демократии американских религиозных общин основаны на идеях Лютера. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека.
     Основные догмы Лютера: спасение только личной верой и всесвященство. Поскольку высшее предназначение человека, живущего в мирской суете, состоит в поисках путей спасения и избавления от оков первородного греха, то именно это вдохновенное и загадочное спасение и составляет, по сути, «нерв» всего христианского мировоззрения, очищенного от всего наносного и пришедшего в него от «папистов». Принципиально изъяв из христианства привнесенную в него католицизмом церковную институциональность, Реформация обратилась к понятию личной веры, «одной только веры», как своеобразному средству цементирования религиозной общины.
     В самом деле, если спасение христианина не достижимо на ниве беззаветного служения церковной иерархии, противной, по утверждению Лютера, самой сути христианства, то спасение должно быть обретено в иной сфере. И этой сферой становится в протестантизме личная вера. Иными словами, человек не может и не должен искать промежуточные инстанции спасения, возлагая на них надежду, а равно и наделяя их правом извинять, прощать его за греховные поступки, противоречащие высшим принципам, но совершенные-де во имя ближайших целей служения церковной иерархии. Между человеком и богом, утверждал протестантизм, нет опосредующих звеньев. И потому спасение возможно лишь тогда, когда любовь к богу говорит сама за себя, прокладывая путь к избавлению от оков греха и плоти.
     Лютер, а затем и его последователи в американских религиозных общинах опирались на Священное писание, разыскивая и находя в нем заветы, подтверждавшие реформированное учение. Чаще всего ссылались они на известные места из Послания к римлянам св. Павла. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим., 5:1). Или несколько видоизмененная мысль: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим., 3:28).
     Особой значимости было исполнено явно прослеживающееся для протестантов в этих строфах противопоставление оправдания верой и «дел закона», причем они весьма широко толковали понятие «закон». Привычка самостоятельно толковать закон привела не только к "справедливому суду Линча", но и передовым достижениям законодательной власти США XIX века.
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz