Вы читаете десятый выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдушего выпуска: По реформе любой протестант получал возможность не
только полностью погружаться в откровение веры, но и быть
избранным для руководства общины единоверцев и тем самым
выполнять обязанности священника без того, чтобы быть им по
своему формальному общественному положению. По существу,
речь шла не столько об абстрактно-этических и богословских
проблемах, сколько о том, как совместить демократизм,
с требованием
жесткой дисциплины и повиновения.
Как совместить демократизм, с требованием жесткой
дисциплины и повиновения? Для решения этой одновременно
теоретической и практической задачи Лютер подробнейшим
образом разработал систему аргументов в пользу того,
казалось бы, парадоксального тезиса, согласно которому
свобода воли есть лишь обман, иллюзия или заблуждение, тогда
как истинно верно повиновение абсолютному божественному
предопределению, скрытому от человека. Между тем этот
внешний парадокс заключал в себе важнейшую составную часть
всей протестантской идеологии. В качестве исходной точки в цепи аргументов Лютер
использовал ссылку на то, что само понятие бога исключает
какую-либо свободу воли: «Христианину прежде всего
необходимо и спасительно знать, что Бог ничего не предвидит
по необходимости, а знает все, располагает и совершает по
неизменной, вечной и непогрешимой Своей воле. Эта молния
поражает и начисто испепеляет свободную волю...», что, в
свою очередь, уничтожает саму возможность мыслить о свободе
как об истине: «Все, что мы делаем, все, что совершается,
даже если это и кажется нам изменчивым или случайным,
совершается, однако, если принимать во внимание Божью волю,
необходимо и неизменно». Либо надо раз и навсегда признать,
что все существующее входит в разворачивающийся божественный
план, божественное предопределение, либо христианство вовсе
невозможно, рассуждал Лютер, — «ведь для христиан
единственное утешение во всех несчастьях — знание того, что
Бог не лжет, но совершает все неизменно и что Его воле ничто
не может ни противостоять, ни помешать и ничто не в
состоянии изменить ее». «Все от бога» — этот тезис стал стержнем протестантского
мировоззрения. И отказ от свободы воли обернулся для Лютера
не трагедией, а желанным актом, возлагавшим на бога всю
полноту ответственности за дела земные, оставляя человеку
лишь одно: уповать на бога, верить в свое спасение, знать,
что божественный промысел непостижим для человека. «Мы не
смеем доискиваться до смысла божественного желания. Надо
просто молиться, воздавать Ему славу, ибо один только Он
праведен, мудр и справедлив ко всякому. Он не может делать
что-либо глупо или случайно, даже если мы об этом думаем
по-иному»,— учил Лютер, развивая свою мысль об абсолютном
предопределении вплоть до утверждения, что спасение человека
нисколько не зависит от усилий человека, его деяний и воли,
а целиком определяется одним лишь богом. Если истинные планы бога неведомы людям, то слабое
указание на личное спасение можно обрести в самозабвенной
погруженности в веру. При этом дымка мистической
таинственности, окружавшая божественное предопределение,
играла решающую роль в активизации веры. Об этом - в следующем выпуске.
Искренне надеюсь, что материал не создал у вас иллюзию
умственного переутомления. Без основ учения Лютера
невозможно понять корни демократии в США и во всем мире.
Обязательно надо выявить причину противеречивости такой
демократии, которая приводила к судам Линча и процессам
Салемских ведьм в Америке, одновременно превращая ее в
сверхдержаву.