Вы читаете 11-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдушего выпуска: Дымка мистической таинственности, окружавшая
божественное предопределение, играла решающую роль в
активизации веры. Бог праведен, мудр и справедлив ко
всякому. Он не может делать что-либо глупо или случайно,
даже если мы об этом думаем по-иному. «Все от бога» — одна
из важнейших основ ранней американской философии.
В самом деле, «для веры надо, чтобы все, во что верят,
было невидимым». Все в мире с высоты божественного видения и
провидения имеет совершенно иные очертания, нежели те,
которые представляются людям. Когда бог хочет дать человеку
вечное бытие, он может его убить. И в этом смысле смерть
может быть благом. Оправдание поступка перед людьми может
заключать в себе божественное проклятье, а возведение на
небеса — низвержение в преисподнюю. Подобный релятивизм,
проистекавший из принципов абсолютного предопределения и
абсолютной тайны, заставлял протестанта отдаваться на
милость бога, погружаясь в поиски мистических контактов с
ним в акте откровения. Впрочем, релятивизм этот был лишь
видимым. Таинственность божественного предопределения,
мобилизовавшая до высочайшей степени потенции личной веры,
подразумевала то, что светская мораль будет опираться лишь
на Священное писание и на требование отказа от всего, что не
способствует погружению в веру. Иные моральные постулаты
отвергались Лютером. Так, например, переосмыслению подвергся принцип
христианского миролюбия. Для Лютера «священные» войны,
гонения, преследования во имя «истинной» веры глубоко
оправданы. «Война — это еще не конец», — повторял Лютер. Для
воинствующих протестантов лучше потерять мир, чем Бога —
создателя мира, который в состоянии сотворить заново
множество возможных миров, оставаясь при этом совершеннее их
всех. Поэтому насилие и террор вполне допустимы там, где
требуется воскресить подлинную веру и очистить ее от
бесовской скверны. Правда, протестантизм редко достигал
уровня католической инквизиции в пресечении инакомыслия, но
тенденция к очищению устоев христианства от порока порой
достигала необычайного размаха. Как бы то ни было, это
обосновывалось реформационной мыслью не только практически,
но и теоретически. «Нравственно все то, что служит
укреплению веры»,— вот принцип лютеровского учения.
Присущая протестантизму абсолютизация деловой
активности, ориентация на жизненный успех и экономическую
удачливость подразумевали своеобразную теологическую
интерпретацию. «Экономический рационализм» не только не
противоречил лютеранству, но, напротив, находил в нем
поддержку. Объединение этих двух сфер духовной и
одновременно практической деятельности происходило в рамках
концепции личного призвания. Сам Лютер использовал для этого
немецкое понятие Веги!. В этом понятии, которое имеет
двойное значение — «профессия» и «жизненное призвание», — по
мысли Лютера, бог ставит перед человеком задачу найти свое
профессиональное и деловое предназначение в жизни. Причем
речь идет именно о светской, мирской деятельности
христианина, что подтверждало универсальный характер
нравственной основы протестантизма: выполнение долга в
рамках мирской профессии — высшая задача нравственной жизни,
через решение которой человек входит в лоно истинной Церкви
и веры. Поскольку собственно вероисповедная деятельность
была окружена таинственностью и носила сугубо интимный
характер, постольку экономическая активность при любых
обстоятельствах служила объективным средством снискать
благословение бога. Ведь профессия (более широко — место в
системе общественного хозяйства и производства) есть
реализация божественного замысла в отношении одного из
мирян. И тот, кто преуспел на профессиональной ниве, тот более
всего преуспел и в раскрытии божественного замысла.
Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что
в противовес католической точке зрения моральное значение
мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за
него чрезвычайно возросли, особо отметим, что в
интерпретации Лютера каждый человек должен оставаться в том
призвании и состоянии, которые даны ему богом, и
осуществлять свои земные помыслы в рамках этого данного ему
положения в обществе. Мирское назначение человека как работника и
собственника раскрывалось Лютером в виде главной цели жизни,
начертанной богом. Это в свою очередь влекло за собой
отрицание превосходства религиозного аскетизма над мирской
деятельностью. Об этом - в следующем выпуске.