Вы читаете 13-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Вспомним, о чем ранее шла речь: Возникла потребность в создании подвижной, динамичной и
вместе с тем устойчивой системы идеологии, максимально
дисциплинировавшей мирян, но не сковывавшей их деловой
активности. Протестантизму присуща абсолютизация деловой
активности, ориентация на жизненный успех и экономическую
удачливость. Мирское назначение человека как работника и
собственника - главная цели жизни.
Сейчас нам понятно, что предпринимательству была
необходима новая идеология, принципы демократии и личной
свободы обязательны для экономического развития, поэтому
Реформация продолжалась. Ее развитие - радикальный
протестантизм. Радикальный протестантизм и формирование
кальвинистского мировоззрения, стремление осуществить полную
и последовательную Реформацию в области христианского
вероисповедования нашли свое воплощение в деятельности двух
виднейших представителей швейцарского протестантизма:
Ульриха Цвингли (1484—1531) и Жана Кальвина (1509—1564),
основавших одно из самых мощных в идейном и организационном
отношении течений в реформированном христианстве. Будучи современником Лютера, священник Ульрих Цвингли
самостоятельно пришел к убеждению в необходимости очистить
христианство от папизма, понимавшегося им в духе, близком
лютеровскому. Цвингли восторженно встретил начало Реформации
в Германии и проповедничество Лютера. Подобно великому немецкому реформатору, Цвингли
полностью опирался на Библию, противопоставляя ее «ложным»
папским посланиям и декретам римской курии (Священному
преданию). Столь же резкому отрицанию были подвергнуты
монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства,
индульгенции, церковная иерархия, литургия. Это и составляло
программу решительного «удешевления церкви». Христианская
догматика в толковании Цвингли лишалась большей части своей
мистики и как бы высвечивалась несколько заземленным
рационализмом и практицизмом. Церковные таинства
рассматривались как «воспоминания» о деяниях Христа,
принявшего мученическую смерть во искупление грехов
человеческих. Однако особенно последовательно реформаторские принципы
проводились Цвингли в сфере церковного устройства. Новая
реформированная христианская церковь мыслилась им основанной
на подлинно демократических и республиканских началах. В
цвинглианской церкви отсутствовала каста священнослужителей
— на их место заступали проповедники, хотя и имевшие
теологическое образование, но являвшиеся мирянами.
Руководители общины избирались прихожанами из числа мирян на
определенный срок, а вся церковная деятельность в целом
подчинялась магистрату города. Еще более решительно, чем Лютер, Цвингли проповедовал
необходимость возвратиться к нравственным принципам
первоначального христианства с присущими ему простотой,
искренностью, погруженностью в мир веры. Призыв к
умеренности во всем, что касалось мирской жизни, вполне
сочетался в протестантизме с идеей главенства делового
успеха и предприимчивости над всеми иными жизненными
установками. Цвинглианство заложило основы радикальных направлений в
протестантизме, достигших высшей точки своего развития в
учении Жана Кальвина, французского эмигранта... Об этом - в следующем выпуске.