Вы читаете 15-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдущего выпуска: Протестанты сильно способствовали возвышению трудовой
и предпринимательской деятельности, делая ее «богоугодной».
Призыв кальвинистов сводился к тому, чтобы, предельно
ограничив свои жизненные потребности (но вовсе не свой
капитал), человек превратился в сгусток энергии на ниве
ремесел и предпринимательства.
С одной стороны, кальвинизм требовал и всегда добивался
полной грамотности населения (что для XVI века было
революционным явлением), с другой — литературный и
культурный кругозор кальвинистов был ограничен Библией и
«христианской наукой». (Так, издающаяся и ныне в США известная газета «Крисчен сайенс монитор» в переводе означает — «Наставник христианской науки».) Это в свою очередь оказало глубокое
влияние на формирование радикально-протестантской культуры,
сочетавшей в себе фундаментальность основ с узостью
гуманитарного горизонта. Идеал ранних протестантов — это мирянин, вооруженный
священной книгой. После изобретения печатного станка, книга создала
реальные предпосылки для того, чтобы общение верующего с
книгой было поставлено в один ряд с литургией, молитвой и
исповедью, а затем и возвышено над этими действиями». Обожествление печатной книги создало весьма важные
предпосылки европейского и американского Просвещения,
которое сформируется и самоопределится через два века после
Реформации. Но несмотря на большой хронологический разрыв,
две эти эпохи имели ряд точек соприкосновения. Реформация,
прежде всего радикально-кальвинистская, сделала ученость,
книжную мудрость, умение проникать в текст и вести его
интерпретацию высокочтимым и почетным занятием. Реформация
решительно разрушила узкий круг «книжников», превратив всех
мирян в исследователей и толкователей текста. Стиль жизни кальвинистских общин характеризовался
размеренностью быта, отсутствием ярких праздников, отдых
полностью посвящался чтению и изучению Библии в семейном
кругу. Причем это не было лишь свободным волеизъявлением
членов общины — их образ жизни придирчиво контролировался
консисторией. В целом организация кальвинистской церкви была
принципиально проще и дешевле католической церковной
структуры. Поначалу Кальвин и вовсе не собирался
устанавливать какую-либо организацию. Однако постепенно
самоопределились некоторые типичные для первоначальных и
более поздних кальвинистских общин уровни управления. Так,
во главе общины находились пресвитеры — старейшины,
избиравшиеся из числа наиболее почетных граждан,
пользовавшихся всеобщим уважением. Наряду с пресвитерами
руководящую роль в общинах выполняли и министры-
проповедники, как правило имевшие теологическое образование,
но не обладавшие обязательно священническим саном. Все практические вопросы, связанные с жизнью общины,
решала консистория, состоявшая из пресвитеров (старейшин) и
министров (проповедников). Что же касается сугубо
религиозных тем, то они обсуждались на собрании министров
(проповедников), на котором разворачивались обсуждения чисто
богословских проблем, развенчивались отступления от
ортодоксальной линии, поддерживалось единство культа и
вероучения. Характерные черты радикально-протестантских общин были
типичны не только для швейцарского кальвинизма, но и для
последователей Кальвина во Франции (гугенотов), Голландии,
Шотландии, Англии и, позднее, в североамериканских колониях
Великобритании. Об этом - в следующем выпуске.