Вы читаете 17-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдущего выпуска: Англиканская церковь, занявшая позицию на пограничье
католицизма и лютеранства, стала оплотом абсолютизма.
Англиканство солидаризировалось с лютеранством в отрицании..
Однако сохранялся католический догмат о спасительной силе
церкви и тем самым сохранялись основы церкви, против которых
выступала Реформация в Германии и Швейцарии.
Очень своеобразный характер Реформации на Британских
островах, принявший однозначно абсолютистский поворот и мало
отвечавший демократическому духу проповедей ранних протестантов, не мог не породить в ответ религиозный
радикализм, ставивший своей целью осуществление последовательной реформы христианской церкви. Если при Генрихе VIII, начавшем рефор-мирование церкви в
Англии, радикальные протестантские настроения еще не
обнаруживали себя в полной мере, то при Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VII, ярой католичке, возглавившей
католическую контрреформацию в Англии, серьезно окрепли именно крайне протестантские настроения, загнанные в
подполье и эмиграцию. Огнем и мечем искоренявшая протестантизм, «Кровавая
Мэри» спровоцировала образование большой религиозной эмиграции. Находясь в Германии и Швейцарии, английские
протестанты восприняли наиболее радикальные идеи немецкой и
швейцарской Реформации. Так, в 1557 году, в период разгула
католической реакции в Англии, франкфуртская община английских беженцев провозгласила себя самоуправляемой и
перешла на вероисповедальные позиции сугубо кальвинистского пресвитерианства. Свое название это самоуправление получило
от английского, Presbyter (старик, старейшина). Пресвитериане последовательно выступали против папизма, а
также епископской власти, иначе говоря, против англиканской церкви. Главную роль в пресвитерианских общинах играли
выборные — наиболее набожные и достойные миряне(пресвитеры),
составлявшие вместе с министрами (проповедниками) руководящий орган общины (конгрегации). Пресвитериане
предполагали созывать общенационвльные съезды — синоды, на
которых собиралось представительство всех общин. На Британских островах пресвитерианство получило
наибольшее распространение в Шотландии, куда, так же как и на континентальную Европу, бежало при «Кровавой Мэри» много
радикальных протестантов. Лидером шотландских кальвинистов-
пресвитериан стал Джон Нокс (1514—1572), в прошлом известный
священник англиканской церкви, эмигрировавший при Марии
Тюдор в Женеву и перешедший в пресвитерианство, а затем
обосновавшийся в Шотландии. В елизаветинскую эпоху, пришедшую на смену недолгой
католической контрреформации, позиции англиканской церкви
быстро восстановились. Однако Елизавета вовсе не собиралась
переходить рамки умеренной Реформации в том их виде, как они
были установлены англиканской церковью. Поэтому все
радикально-протестантские течения, включая пресвитерианство,
оказались в положении полулегальных религиозных ересей.
Правда, Елизавета не стремилась обострять отношения со
своими слишком решительными оппонентами из числа
единоверцев-протестантов. Тем более, что ей была крайне
необходима поддержка шотландских пресвитериан, подтачивавших
католический абсолютизм шотландской королевы Марии Стюарт.
Как бы то ни было, но и радикальные протестанты,
обрушивавшиеся на католиков во главе с Марией Стюарт, не
углубляли своих расхождений с англиканской церковью и
Елизаветой. Пресвитериане даже полагали, что в принципе
спасение возможно и для англикан. Тактика пресвитериан
скорее сводилась к проникновению в среду англиканской
церкви, «улучшению» ее изнутри, к ее эволюционному переводу
на путь дешевой демократической церкви женевского образца.
Более того, среди англиканских епископов и священников было
немало таких, кто открыто симпатизировал кальвинистски
ориентированным протестантам и даже проводил службы по
канонам пресвитериан. Это и создало в Англии ситуацию
религиозного равновесия внутри протестантской общины. Однако после изгнания пресвитерианами из Шотландии
католички Марии Стюарт и ее пленения в Лондоне (1567)
английские кальвинисты-пресвитериане почувствовали свою силу
и перешли в наступление против англиканской церкви.
Одновременно и Елизавета, окончательно победив внутри страны
сопротивление католической оппозиции, решила начать духовную
и религиозную консолидацию нации. Назначением в 1583 году
архиепископом Кентерберийским — главой англиканской церкви —
Уайтгрифа началась борьба за установление жесткого
церковного единообразия. И главным препятствием на этом пути
стали английские кальвинисты, прежде бывшие умеренными
союзниками Марии Стюарт. Еще в середине XVI века в Англии получило хождение
понятие «пуританизм»... Об этом - в следующем выпуске.