Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 17-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдущего выпуска:
     Англиканская церковь, занявшая позицию на пограничье католицизма и лютеранства, стала оплотом абсолютизма. Англиканство солидаризировалось с лютеранством в отрицании.. Однако сохранялся католический догмат о спасительной силе церкви и тем самым сохранялись основы церкви, против которых выступала Реформация в Германии и Швейцарии.

     Очень своеобразный характер Реформации на Британских островах, принявший однозначно абсолютистский поворот и мало отвечавший демократическому духу проповедей ранних протестантов, не мог не породить в ответ религиозный радикализм, ставивший своей целью осуществление последовательной реформы христианской церкви.
     Если при Генрихе VIII, начавшем рефор-мирование церкви в Англии, радикальные протестантские настроения еще не обнаруживали себя в полной мере, то при Марии Тюдор (1553—1558), дочери Генриха VII, ярой католичке, возглавившей католическую контрреформацию в Англии, серьезно окрепли именно крайне протестантские настроения, загнанные в подполье и эмиграцию.
     Огнем и мечем искоренявшая протестантизм, «Кровавая Мэри» спровоцировала образование большой религиозной эмиграции. Находясь в Германии и Швейцарии, английские протестанты восприняли наиболее радикальные идеи немецкой и швейцарской Реформации. Так, в 1557 году, в период разгула католической реакции в Англии, франкфуртская община английских беженцев провозгласила себя самоуправляемой и перешла на вероисповедальные позиции сугубо кальвинистского пресвитерианства. Свое название это самоуправление получило от английского, Presbyter (старик, старейшина). Пресвитериане последовательно выступали против папизма, а также епископской власти, иначе говоря, против англиканской церкви. Главную роль в пресвитерианских общинах играли выборные — наиболее набожные и достойные миряне(пресвитеры), составлявшие вместе с министрами (проповедниками) руководящий орган общины (конгрегации). Пресвитериане предполагали созывать общенационвльные съезды — синоды, на которых собиралось представительство всех общин.
     На Британских островах пресвитерианство получило наибольшее распространение в Шотландии, куда, так же как и на континентальную Европу, бежало при «Кровавой Мэри» много радикальных протестантов. Лидером шотландских кальвинистов- пресвитериан стал Джон Нокс (1514—1572), в прошлом известный священник англиканской церкви, эмигрировавший при Марии Тюдор в Женеву и перешедший в пресвитерианство, а затем обосновавшийся в Шотландии.
     В елизаветинскую эпоху, пришедшую на смену недолгой католической контрреформации, позиции англиканской церкви быстро восстановились. Однако Елизавета вовсе не собиралась переходить рамки умеренной Реформации в том их виде, как они были установлены англиканской церковью. Поэтому все радикально-протестантские течения, включая пресвитерианство, оказались в положении полулегальных религиозных ересей. Правда, Елизавета не стремилась обострять отношения со своими слишком решительными оппонентами из числа единоверцев-протестантов. Тем более, что ей была крайне необходима поддержка шотландских пресвитериан, подтачивавших католический абсолютизм шотландской королевы Марии Стюарт. Как бы то ни было, но и радикальные протестанты, обрушивавшиеся на католиков во главе с Марией Стюарт, не углубляли своих расхождений с англиканской церковью и Елизаветой. Пресвитериане даже полагали, что в принципе спасение возможно и для англикан. Тактика пресвитериан скорее сводилась к проникновению в среду англиканской церкви, «улучшению» ее изнутри, к ее эволюционному переводу на путь дешевой демократической церкви женевского образца. Более того, среди англиканских епископов и священников было немало таких, кто открыто симпатизировал кальвинистски ориентированным протестантам и даже проводил службы по канонам пресвитериан. Это и создало в Англии ситуацию религиозного равновесия внутри протестантской общины.
     Однако после изгнания пресвитерианами из Шотландии католички Марии Стюарт и ее пленения в Лондоне (1567) английские кальвинисты-пресвитериане почувствовали свою силу и перешли в наступление против англиканской церкви. Одновременно и Елизавета, окончательно победив внутри страны сопротивление католической оппозиции, решила начать духовную и религиозную консолидацию нации. Назначением в 1583 году архиепископом Кентерберийским — главой англиканской церкви — Уайтгрифа началась борьба за установление жесткого церковного единообразия. И главным препятствием на этом пути стали английские кальвинисты, прежде бывшие умеренными союзниками Марии Стюарт.
     Еще в середине XVI века в Англии получило хождение понятие «пуританизм»...
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz