Вы читаете 18-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдущих выпусков: Англиканская церковь, занявшая позицию на пограничье
католицизма и лютеранства, стала оплотом абсолютизма.
После взятия в плен католички Марии Стюарт (1567) началась
борьба за установление жесткого церковного единообразия. И
главным препятствием на этом пути стали английские
кальвинисты.
Пуритане, знакомые нам в основном по романам А.Дюма,
появились в Англии еще в середине XVI века. «Пуританизм»
(pure — чистый, истинный) обозначало движение «истинных»
протестантов, сторонников очищения английской церкви от
наследия католицизма. Участников этого движения стали
называть «пуританами». Именно они и стали объектом гонений. Во многом близкие к шотландским пресвитерианам,
английские пуритане стремились к еще большей строгости
выполнения кальвинистских догматов. Особый упор делался на
земной миссии христиан, начертанной им божественным
предопределением. Иначе говоря, пуритане рассматривали себя
не просто как представителей определенных религиозных
взглядов, а как носителей божественной миссии всемирно-
исторического масштаба. Термин «пуританизм» имел и более
расхожее значение. Сторонники английского кальвинизма вели
подчеркнуто скромный образ жизни, отмеченный истовой
набожностью, и внешне и по существу противостоявший роскоши
англиканской церкви елизаветинской эпохи. Строгость и простота быта женевских кальвинистов
английские пуритане довели до крайности, возведя свой
аскетизм и обращенность к богу в абсолют. Тот факт, что
католики и также официальные англикане используют во время
мессы благовонья, органную музыку и другие средства
воздействия на органы внешних чувств, был доказательством
(в глазах пуританина) преступного третирования Писания.
Любые католические сочинения являли для него порок; порочной
представлялась и любая англиканская литература. И таким
образом пуританин не без оснований связывал свое полнейшее
недоверие к идеям, недостойным с точки зрения благонравия, с
тем способом, которым они были донесены до слушателя или
зрителя. Это в свою очередь начисто отлучало пуритан от
поэзии, художественной литературы, изящных искусств. Почти
все виды художественной культуры, хотя и существовавшие в их
среде, но в угнетенном состоянии, полностью подчинялись
«христианской науке» и теологии. В более широком социальном контексте пуританизм был
нешуточной общественной силой. «По своей сути пуританство
представляло собой открытый вызов, брошенный нарождавшимся
индивидуализмом традиционной социальной незыблемости
английских общественно-политических институтов, так что
успехи пуританского движения с неизбежностью привели к
далеко идущим социальным переменам»,— отмечал один из
крупнейших историков американской духовной культуры
В.Л.Паррингтон. Социальные конфликты, пронизывавшие
британское общество конца XVI — начала XVII века, выливались
в форму борьбы религиозных идей; поэтому понятно, почему в
пуританизме теснейшим образом переплетались и соединялись
богословие, политика и чисто экономический интерес
созревавшей торгово-промышленной буржуазии. Об этом - в следующем выпуске.