Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 20-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдущих выпусков:
     Сторонники Броуна, признававали и доказывавали необходимость отделения от господствующей англиканской церкви истинных пуритан (отсюда и название "сепаратизм") и абсолютизировавшие авторитет общины (отсюда и другое наименование движения - "конгрегационализм"). Позиция Броуна и сепаратистов-конгрегационалистов навлекла на себя ненависть как англиканских епископов, так и умеренных пуритан.

     Перед тем, как рассказать об эмиграции броунистов в Америку в 1620 году, необходимо определиться с терминологиеей.
     По убеждению Броуна, единственной почвой для объединения в церкви могла служить только общность веры определенного числа людей, как правило, соседей, при максимально простом строении самой церкви». Единственное руководство, которое общинники соглашались принимать, исходило от бога, говорившего с мирянами языком Библии.
     Броун вместе с единоверцами эмигрировал в 1582 году в Голландию. Затем вернулся в Англию и под давлением властей был вынужден отречься от своих крайних убеждений.
     Радикальные протестантские секты, увеличивавшиеся в своем числе несмотря на преследования со стороны королевской власти и англиканской церкви, были окружены настороженным непониманием городских обывателей, которые с немалой подозрительностью наблюдали за тем, как сепаратисты или конгрегационалисты отказываются от всякой церковности. Нередко сепаратисты стали устраивать тайные богослужения и переходить на нелегальное положение.
     Итак, к концу XVI века чисто терминологически панорама религиозной жизни в Англии — в интересующем нас отношении — определялась в основном такими направлениями в протестантизме:
     Англикане (сторонники англиканской церкви) составляли большинство верующих. Эта церковь поддерживалась государством и ее главой была английская королева.
     Пресвитериане — группа, фактически совпадавшая с умеренным пуританизмом и обосновавшаяся в Шотландии. Пресвитериане выражали умеренное стремление проводить и дальше реформу церкви и отказаться от ее государственного статуса. У пресвитериан и пуритан сохранялся институт пресвитеров, избиравшихся, как правило, из числа состоятельных членов общины, обладавших большим общественным влиянием и властью.
     Наконец, на левом фланге английской Реформации находились сепаратисты, или конгрегационалисты, требовавшие последовательной и радикальной реформы церкви в кальвинистском духе. Указанные три основных направления в английском протестантизме на рубеже XVI—XVII веков существуют и ныне в религиозной жизни США под теми же названиями. (Англиканская церковь, правда, чаще называется епископальной.)
     Исторически, однако, это терминологическое разделение течений в английском протестантизме не всегда четко выдерживалось, что особенно важно в связи с ранней американской историей. Так, довольно часто сепаратистов- конгрегационалистов называли пуританами, объединяя в этом понятии как умеренных пуритан пресвитерианского толка, так и крайне радикальных сторонников Броуна, сепаратистов, конгрегационалистов и других «бешеных» реформаторов церкви. Таким образом, понятие «пуританизм», которое в будущем будет широко использоваться, представляет собой соединение не вполне однородных религиозных и социальных течений. В последние годы правления Елизаветы Тюдор радикализм протестантских сект стал возрастать, а соответственно усиливалось и их преследование властями.
     Протестантизм, как и вообще христианство, не провозглашал никакого социально-политического идеала, не требовал перестройки общества по какому-либо плану. Но косвенно он оказал колоссальное социально-политическое влияние. Это влияние сказывалось прежде всего в том, что в усвоивших протестантские идеи людях выразился новый тип личности, с новым отношением к миру. Иначе говоря, протестантизм создавал социальные движения как бы изнутри, влияя на сознание мирян, но не превращаясь в чисто политическое образование. Это до известных пределов ограждало протестантские секты от разгрома властями.
     История одной из этих радикальных сект была связана с местечком Скруби в Ноттингемшире. Во главе общины стоял Уильям Брюстер, тот, кто в 1620 году создаст Новый Плимут...
     Читайте об этом - в следующих выпусках.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz