Вы читаете 20-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдущих выпусков: Сторонники Броуна, признававали и доказывавали
необходимость отделения от господствующей англиканской
церкви истинных пуритан (отсюда и название "сепаратизм") и
абсолютизировавшие авторитет общины (отсюда и другое
наименование движения - "конгрегационализм"). Позиция Броуна
и сепаратистов-конгрегационалистов навлекла на себя
ненависть как англиканских епископов, так и умеренных
пуритан.
Перед тем, как рассказать об эмиграции броунистов
в Америку в 1620 году, необходимо определиться с
терминологиеей. По убеждению Броуна, единственной почвой для
объединения в церкви могла служить только общность веры
определенного числа людей, как правило, соседей, при
максимально простом строении самой церкви». Единственное
руководство, которое общинники соглашались принимать,
исходило от бога, говорившего с мирянами языком Библии. Броун вместе с единоверцами эмигрировал в 1582 году в
Голландию. Затем вернулся в Англию и под давлением властей
был вынужден отречься от своих крайних убеждений. Радикальные протестантские секты, увеличивавшиеся в
своем числе несмотря на преследования со стороны королевской
власти и англиканской церкви, были окружены настороженным
непониманием городских обывателей, которые с немалой
подозрительностью наблюдали за тем, как сепаратисты или
конгрегационалисты отказываются от всякой церковности.
Нередко сепаратисты стали устраивать тайные богослужения и
переходить на нелегальное положение. Итак, к концу XVI века чисто терминологически панорама
религиозной жизни в Англии — в интересующем нас отношении —
определялась в основном такими направлениями в
протестантизме: Англикане (сторонники англиканской церкви) составляли
большинство верующих. Эта церковь поддерживалась
государством и ее главой была английская королева. Пресвитериане — группа, фактически совпадавшая с
умеренным пуританизмом и обосновавшаяся в Шотландии.
Пресвитериане выражали умеренное стремление проводить и
дальше реформу церкви и отказаться от ее государственного
статуса. У пресвитериан и пуритан сохранялся институт
пресвитеров, избиравшихся, как правило, из числа
состоятельных членов общины, обладавших большим общественным
влиянием и властью. Наконец, на левом фланге английской Реформации
находились сепаратисты, или конгрегационалисты, требовавшие
последовательной и радикальной реформы церкви в
кальвинистском духе. Указанные три основных направления в
английском протестантизме на рубеже XVI—XVII веков
существуют и ныне в религиозной жизни США под теми же
названиями. (Англиканская церковь, правда, чаще называется
епископальной.) Исторически, однако, это терминологическое разделение
течений в английском протестантизме не всегда четко
выдерживалось, что особенно важно в связи с ранней
американской историей. Так, довольно часто сепаратистов-
конгрегационалистов называли пуританами, объединяя в этом
понятии как умеренных пуритан пресвитерианского толка, так и
крайне радикальных сторонников Броуна, сепаратистов,
конгрегационалистов и других «бешеных» реформаторов церкви.
Таким образом, понятие «пуританизм», которое в будущем будет
широко использоваться, представляет собой соединение не
вполне однородных религиозных и социальных течений. В
последние годы правления Елизаветы Тюдор радикализм
протестантских сект стал возрастать, а соответственно
усиливалось и их преследование властями. Протестантизм, как и вообще христианство, не
провозглашал никакого социально-политического идеала, не
требовал перестройки общества по какому-либо плану. Но
косвенно он оказал колоссальное социально-политическое
влияние. Это влияние сказывалось прежде всего в том, что в
усвоивших протестантские идеи людях выразился новый
тип личности, с новым отношением к миру. Иначе говоря,
протестантизм создавал социальные движения как бы изнутри,
влияя на сознание мирян, но не превращаясь в чисто
политическое образование. Это до известных пределов
ограждало протестантские секты от разгрома властями. История одной из этих радикальных сект была связана с
местечком Скруби в Ноттингемшире. Во главе общины стоял
Уильям Брюстер, тот, кто в 1620 году создаст Новый Плимут... Читайте об этом - в следующих выпусках.