Ранняя американская философия




Ранняя американская философия


     Вы читаете 21-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание предыдущих выпусков:
     Понятие «пуританизм», которое в будущем будет широко использоваться, представляет собой соединение не вполне однородных религиозных и социальных течений. В последние годы правления Елизаветы Тюдор радикализм протестантских сект стал возрастать, а соответственно усиливалось и их преследование властями. Одна из этих радикальных сект была связана с местечком Скруби в Ноттингемшире. Во главе общины стоял Уильям Брюстер, тот, кто в 1620 году создаст Новый Плимут...

     Уильям Брюстер - молодой человек, учившийся в Кембриджском университете, где он был близок к броунистам. К общине Скруби принадлежал и Уильям Брэдфорд, ставший позднее летописцем переселения в Новый Свет.
     После восшествия на английский трон Якова I, сына казненной Марии Стюарт, пуритане, даже умеренные, оказались в положении самых ненавистных врагов «веры и отечества». Положение сепаратистов было еще более трудным. Яков I не без прозорливости видел в пуританах и других радикальных сектах сторонников республиканизма и соответственно убежденных противников престола. Все протестанты левого толка разделились при Якове I на две группы — «конформистов», присягавших королю на верность, и «нонконформистов», продолжавших отстаивать свои радикальные взгляды. В число последних — непокорных — перешла и община Скруби.
     Уильям Брэдфорд так объяснял мотивы, руководившие конгрегацией Брюстера: «Иметь чистую совесть и идти тем путем, каким предписывает идти Господь в своем слове, для меня важнее, чем близость с родственниками и сама жизнь. И поскольку дело, ради которого я готов принять описываемые вами страдания,— благое дело, вам не следует ни гневаться на меня, ни сожалеть обо мне. Более того, ради этого дела я не только готов пожертвовать всем, что мне дорого в этом мире, но я благодарен за то, что Бог укрепил мое сердце для такого поступка и хочет принять мои страдания во имя Него».
     В 1607 году конгрегация, возглавлявшаяся Брюстером, была окончательно поставлена вне закона. Созрело решение эмигрировать в Голландию, что и сделали некоторые члены конгрегации. Здесь они нашли немало других английских религиозных эмигрантов, отчаянно воевавших друг с другом по различным вопросам вероисповедания. Постепенно лидерство в среде английских конгрегационалистов в Голландии — обосновались они в Лейдене — перешло к Джону Робинсону, хотя и старейшина конгрегации Брюстер не собирался отходить от дел.
     Положение общины (а она насчитывала около трехсот человек) вообще было трудно назвать благополучным. (Но никто его таким и на называет.) Английские власти постоянно засылали в Голландию своих агентов, следивших за эмигрантами-конгрегационалистами. Связи с английскими единоверцами год от года ослабевали, а в Лейдене последователи Брюстера и Робинсона как были, так и оставались чужаками. И хотя ядро общинников во всех вопросах, особенно в вопросах вероисповедания, оставалось полностью непреклонным, более молодые конгрегационалисты все чаще и чаще осмеливались открыто выражать сомнения в тех или иных догматах или установлениях общинной жизни. Все толкало лидеров конгрегации к тому, что из Лейдена и вообще Голландии следут уезжать. Но куда?
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz