Вы читаете 21-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдущих выпусков: Понятие «пуританизм», которое в будущем будет
широко использоваться, представляет собой соединение не
вполне однородных религиозных и социальных течений. В
последние годы правления Елизаветы Тюдор радикализм
протестантских сект стал возрастать, а соответственно
усиливалось и их преследование властями. Одна из этих
радикальных сект была связана с местечком Скруби в
Ноттингемшире. Во главе общины стоял Уильям Брюстер, тот,
кто в 1620 году создаст Новый Плимут...
Уильям Брюстер - молодой человек, учившийся в
Кембриджском университете, где он был близок к броунистам. К
общине Скруби принадлежал и Уильям Брэдфорд, ставший позднее
летописцем переселения в Новый Свет. После восшествия на английский трон Якова I, сына
казненной Марии Стюарт, пуритане, даже умеренные, оказались
в положении самых ненавистных врагов «веры и отечества».
Положение сепаратистов было еще более трудным. Яков I не без
прозорливости видел в пуританах и других радикальных сектах
сторонников республиканизма и соответственно убежденных
противников престола. Все протестанты левого толка
разделились при Якове I на две группы — «конформистов»,
присягавших королю на верность, и «нонконформистов»,
продолжавших отстаивать свои радикальные взгляды. В число
последних — непокорных — перешла и община Скруби. Уильям
Брэдфорд так объяснял мотивы, руководившие конгрегацией
Брюстера: «Иметь чистую совесть и идти тем путем, каким
предписывает идти Господь в своем слове, для меня важнее,
чем близость с родственниками и сама жизнь. И поскольку
дело, ради которого я готов принять описываемые вами
страдания,— благое дело, вам не следует ни гневаться на
меня, ни сожалеть обо мне. Более того, ради этого дела я не
только готов пожертвовать всем, что мне дорого в этом мире,
но я благодарен за то, что Бог укрепил мое сердце для такого
поступка и хочет принять мои страдания во имя Него». В 1607 году конгрегация, возглавлявшаяся Брюстером,
была окончательно поставлена вне закона. Созрело решение
эмигрировать в Голландию, что и сделали некоторые члены
конгрегации. Здесь они нашли немало других английских
религиозных эмигрантов, отчаянно воевавших друг с другом по
различным вопросам вероисповедания. Постепенно лидерство в
среде английских конгрегационалистов в Голландии —
обосновались они в Лейдене — перешло к Джону Робинсону, хотя
и старейшина конгрегации Брюстер не собирался отходить от
дел. Положение общины (а она насчитывала около трехсот
человек) вообще было трудно назвать благополучным. (Но никто
его таким и на называет.) Английские власти постоянно
засылали в Голландию своих агентов, следивших за эмигрантами-конгрегационалистами. Связи с английскими единоверцами год
от года ослабевали, а в Лейдене последователи Брюстера и
Робинсона как были, так и оставались чужаками. И хотя ядро
общинников во всех вопросах, особенно в вопросах
вероисповедания, оставалось полностью непреклонным, более
молодые конгрегационалисты все чаще и чаще осмеливались
открыто выражать сомнения в тех или иных догматах или
установлениях общинной жизни. Все толкало лидеров
конгрегации к тому, что из Лейдена и вообще Голландии следут
уезжать. Но куда? Об этом - в следующем выпуске.