Вы читаете 22-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание предыдущего выпуска: В 1607 году конгрегация, возглавлявшаяся Брюстером,
была окончательно поставлена вне закона. Связи с английскими
единоверцами год от года ослабевали, а в Лейдене
последователи Брюстера и Робинсона как были, так и
оставались чужаками. Все толкало лидеров конгрегации к
тому, что из Лейдена и вообще Голландии следут уезжать.
Диссидентам в Англию возврата не было — Яков I не желал
и слышать о смягчении своего гнева по отношению к
раскольникам. Как бы сама собой у лейденских эмигрантов стала
возникать мысль об Америке, где в те времена — в начале XVII
века — делались попытки основать английские колонии.
Постепенно от общих мечтаний они перешли к практическим
приготовлениям. К лету 1620 года через подставных лиц
конгрегационалисты зафрахтовали в Англии парусник
«Мэйфлауэр», его стали снаряжать в далекий путь. Другое,
совсем небольшое парусное судно «Спидуэлл» должно было
перевести переселенцев из Голландии в Саутгемптон, и отсюда
они на двух судах собирались направиться к берегам Нового
Света. Однако Лейден покидали не все конгрегационалисты. Часть
из них, включая и Робинсона, оставалась на месте вплоть до
выяснения дальнейшей судьбы переселенцев. Уезжало всего
пятьдесят человек, руководимых Брюстером. Именно тогда к
этим, бесспорно, отважным искателям религиозной свободы и
стали относить название «пилигримы» — «они знали, что
являются пилигримами; ...возводя глаза к небу — своей земле
обетованной, — они успокаивали свои души»,— романтично писал
в своем повествовании Уильям Брэдфорд. В Саутгемптоне к
экспедиции из двух кораблей присоединились другие
переселенцы. Таким образом состав «чистых» конгрегационалистов
сильно разбавился. «Спидуэлл» оказался совершенно
непригодным к серьезному путешествию, он разваливался
буквально на глазах. Экспедиция зашла в Плимут и была
вынуждена оставить здесь незадачливый «Спидуэлл». Это резко
сократило число переселенцев — на «Мэйфлауре», и так сильно
перегруженном, могло разместиться не больше ста восьмидесяти
человек. Итак, 6 сентября 1620 года «Мэйфлауэр» покинул Плимут. Это было и завершение и начало большого пути идейной
эволюции европейской духовной культуры, переносившейся на
неизведанные просторы Американского континента и в скором
времени заявившей о своем рождении. Религиозная подоплека первой исторически определенной
эмиграции в Северную Америку наложила существенный отпечаток
на процесс формирования ранней американской философии,
начавшей свое существование в контексте радикальной
протестантско-пуританской идеологоии. Однако было бы,
конечно, неправильным представлять исход из Старого Света в
Новый как чисто религиозное движение. Развитие английского
капитализма, стесненного довольно узкими рамками
абсолютизма, объективно требовало простора экономической и
хозяйственной деятельности, и североамериканские колонии
этот простор предоставляли. Обострение социальных
противоречий в Англии, принимавшее весьма часто форму
непримиримого столкновения религиозных убеждений, также
создавало условия для возникновения своеобразного
предохранительного клапана, в критические моменты
понижавшего давление в политическом котле метрополии. Вступая на борт «Мэйфлауэра», переселенцы,
возглавлявшиеся Брюстером, истово верили в свою богом
вдохновенную миссию. И вся их дальнейшая жизнь на новых
землях — ее устройство, ее духовное содержание —
представляла собой комбинацию религиозно-мессианской
ослепленности и трезвой экономической расчетливости, веры в
небесный идеал и замкнутости в индивидуалистическом мирке
борьбы за личное благополучие. Таково было исходное
сочетание основных идейных компонентов, и оно обеспечило
движение, продолжающееся и поныне.