Вы читаете 25-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание прошлого выпуска: 11 ноября 1620 года на борту «Мэйфлауэра» был составлен
и подписан всеми прибывшими в Новый Свет документ, ставший
первым свидетельством американской общественно-политической
мысли. В нем можно найти зачатки американского
самоуправления, «дух добровольного объединения», «дух
демократии».
Переселенцы, высадившиеся с «Мэйфлауэра», основали
селение Новый Плимут, положившее начало Новой Англии. И хотя
к этому времени уже существовала и развивалась колония
Вирджиния, основанная в 1606 году, традиционно Новую Англию
считают территорией первоначального освоения континента,
приведшего к созданию в XVIII веке Соединенных Штатов
Америки. Именно Новая Англия рассматривается и как место
рождения американского национального сознания, вобравшего,
разумеется, культурные достижения представителей всех других
колоний, объединенных ныне в государство США. Образование колоний на североамериканском континенте
шло как бы по трем направлениям: южному, центральному и
северному. На юге первой крупной колонией стала Вирджиния
(«девственная»), названная в честь «королевы-девственницы»
Елизаветы. Колония образовалась в результате деятельности
Вирджинской компании, совет которой утверждался королем.
Компания получила от английской короны большие льготы по
использованию плодородных земель. Основной доход вирджинцам
приносили плантации табака, для его выращивания начиная с
1619 года стали использовать труд негров-рабов, перекупаемых
у португальских и испанских торговцев. В результате
расслоения среди колонистов и пайщиков компании (часть из
которых протестовала против жесточайшей эксплуатации
колонистов) в 1616 году была принята декларация («Великая
хартия»), открывшая перспективу конституционного устройства
колонии и справедливого распределения земель, вылившихся
впоследствии в образование фермерского типа землевладения.
Начиная с 1619 года (т.е. накануне рейса «Мэйфлауэра») в
Вирджинии созывались Генеральные ассамблеи, в которые
входили губернатор колонии, его помощники и двадцать
представителей колонистов. Правда, в 1623 году Яков I
положил конец этой демократической вольнице на Юге,
превратив Вирджинию в бесправное королевское владение. Это,
однако, не могло полностью перечеркнуть передового
политического и экономического опыта первых десятилетий
существования колонии, который дал о себе знать во второй
половине XVII века и особенно в XVIII веке: Вирджиния стала
носительницей наиболее передовых социально-политических
теорий и философских доктрин Просвещения. В религиозном
отношении Вирджиния была оплотом англиканской церкви,
которая теснейшими узами связывала эту колонию с церковью
метрополии. Из территории Вирджинии после развала Вирджинской
компании была выделена колония Мэриленд* (1632 год),
основанная английским католиком лордом Балтимором... Об этом - в следующем выпуске.