Ранняя американская философия




цена

Ранняя американская философия


     Вы читаете 26-й выпуск,
посвящённый ранней американской философии.
     Краткое содержание прошлого выпуска:
Переселенцы, высадившиеся с «Мэйфлауэра», основали селение Новый Плимут, положившее начало Новой Англии. Хотя к этому времени уже существовала и развивалась колония Вирджиния. Из территории Вирджинии после развала Вирджинской компании была выделена колония Мэриленд (1632 год), основанная английским католиком лордом Балтимором.

     На центральном направлении колонизация континента велась как англичанами, так и голландцами, и немного также и немцами. Однако по сравнению с южными и северными колониями освоение центральных регионов в основном сводилось к заготовке пушнины. Конкретно сельское хозяйство здесь развивалось слабо. При впадении реки Гудзон в океан голландцы основали большое поселение Новый Амстердам, которое в результате англо-голландского конфликта перешло в английское владение и с 1664 года получило наименование Нью-Йорк.
     В этом же условно центральном регионе возникла и другая крупная колония — Пенсильвания. Ее основателем был сын английского; адмирала Пенна, Уильям Пени, известный своей многогранной образованностью и приверженностью квакерству. (Квакеры — течение в протестантизме, возникшее в 40-х годах XVII века-в Англии. Придерживались крайне радикальных протестантских взглядов, делая основной упор на поиски «внутреннего света» в сердце человека. Проповедовали безусловную правдивость человека и требовали его личной независимости в мыслях и поступках.)
     Поскольку Карл II был должником семьи Пеннов, в возмещение долга он подарил Пенну-младшему всю колонию, которая стала заселяться по преимуществу квакерами, устанавливавшими в Пенсильвании свои порядки. К числу наиболее характерных черт устройства жизни в этой колонии относились пригципы, требовавшие простоты в отношениях между людьми, отрицавшие роскошь, развлечения, преимущества, представляемые титулами и должностями.
     На раннее интеллектуальное развитие Пенсильвании глубокий отпечаток, однозначно наложила личность самого Уильяма Пенна, проповедовавшего идеи веротерпимости и пацифизма. Кроме известности крупнейшего предпринимателя и руководителя колонии У. Пени стяжал себе славу и как теолог, немножко философ, облекавший свои произведения в простейшую, стилистическую выверенную форму. Так, многочисленные нравственно-философские максимы У. Пенна были собраны в его трактате «Некоторые плоды уединения», опубликованном в 1693 году. Стремясь соединить в своих нравственных наставлениях дух подчеркнутой религиозности и: склонность к трезвому взгляду на практические вещи, Пенн, как и другие квакеры особо выделяли тезис о «внутреннем свете» христианства, «посредством которого вы можете ясно увидеть, вдохновлены ли ваши поступки, да и ваши слова и мысли, вдохновлены ли они богом или нет... И повинуясь этому божественному свету в его святых догматах, вы окажетесь за пределами темных и неправедных путей и дел этого мира и вступите на праведный путь Христа, окажетесь среди его истинных, самоотверженных последователей».
     Итог идей Пенна угадывался с самого начала — обретение «истинной» очищенной христианской веры в лоне квакерской церкви. Несмотря на известный схематизм и специальную поучительность этих сочинений, вполне реалистично звучали мысли Уильяма Пенна: «Думай не о словах, а о сути, и главное — стремись быть простым и понятным: высшее красноречие в простоте, и краткая речь — лучшая речь». Требования простоты, разумности, ясности, как нравственного закона, формировали массовое сознание и проникали во все области духовной жизни.
     Колонизация континента на северном направлении была связана с развитием поселений Новой Англии, начало которым положили переселенцы с «Мэйфлауэра»...
     Об этом - в следующем выпуске.


Оставайтесь с нами!      rusnetusa@mtu-net.ru

Сайт создан в системе uCoz