Вы читаете 26-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание прошлого выпуска: Переселенцы, высадившиеся с «Мэйфлауэра», основали
селение Новый Плимут, положившее начало Новой Англии. Хотя
к этому времени уже существовала и развивалась колония
Вирджиния. Из территории Вирджинии после развала Вирджинской
компании была выделена колония Мэриленд (1632 год),
основанная английским католиком лордом Балтимором.
На центральном направлении колонизация континента
велась как англичанами, так и голландцами, и немного также и
немцами. Однако по сравнению с южными и северными колониями
освоение центральных регионов в основном сводилось к
заготовке пушнины. Конкретно сельское хозяйство здесь
развивалось слабо. При впадении реки Гудзон в океан
голландцы основали большое поселение Новый Амстердам,
которое в результате англо-голландского конфликта перешло в
английское владение и с 1664 года получило наименование
Нью-Йорк. В этом же условно центральном регионе возникла и другая
крупная колония — Пенсильвания. Ее основателем был сын
английского; адмирала Пенна, Уильям Пени, известный своей
многогранной образованностью и приверженностью квакерству.
(Квакеры — течение в протестантизме, возникшее в 40-х годах
XVII века-в Англии. Придерживались крайне радикальных
протестантских взглядов, делая основной упор на поиски
«внутреннего света» в сердце человека. Проповедовали
безусловную правдивость человека и требовали его личной
независимости в мыслях и поступках.) Поскольку Карл II был должником семьи Пеннов, в
возмещение долга он подарил Пенну-младшему всю колонию,
которая стала заселяться по преимуществу квакерами,
устанавливавшими в Пенсильвании свои порядки. К числу
наиболее характерных черт устройства жизни в этой колонии
относились пригципы, требовавшие простоты в отношениях между
людьми, отрицавшие роскошь, развлечения, преимущества,
представляемые титулами и должностями. На раннее интеллектуальное развитие Пенсильвании
глубокий отпечаток, однозначно наложила личность самого
Уильяма Пенна, проповедовавшего идеи веротерпимости и
пацифизма. Кроме известности крупнейшего предпринимателя и
руководителя колонии У. Пени стяжал себе славу и как теолог,
немножко философ, облекавший свои произведения в простейшую,
стилистическую выверенную форму. Так, многочисленные
нравственно-философские максимы У. Пенна были собраны в его
трактате «Некоторые плоды уединения», опубликованном в 1693
году. Стремясь соединить в своих нравственных наставлениях
дух подчеркнутой религиозности и: склонность к трезвому
взгляду на практические вещи, Пенн, как и другие квакеры
особо выделяли тезис о «внутреннем свете» христианства,
«посредством которого вы можете ясно увидеть, вдохновлены ли
ваши поступки, да и ваши слова и мысли, вдохновлены ли они
богом или нет... И повинуясь этому божественному свету в его
святых догматах, вы окажетесь за пределами темных и
неправедных путей и дел этого мира и вступите на праведный
путь Христа, окажетесь среди его истинных, самоотверженных
последователей». Итог идей Пенна угадывался с самого начала — обретение
«истинной» очищенной христианской веры в лоне квакерской
церкви. Несмотря на известный схематизм и специальную
поучительность этих сочинений, вполне реалистично звучали
мысли Уильяма Пенна: «Думай не о словах, а о сути, и главное
— стремись быть простым и понятным: высшее красноречие в
простоте, и краткая речь — лучшая речь». Требования
простоты, разумности, ясности, как нравственного закона,
формировали массовое сознание и проникали во все области
духовной жизни. Колонизация континента на северном направлении была
связана с развитием поселений Новой Англии, начало которым
положили переселенцы с «Мэйфлауэра»... Об этом - в следующем выпуске.