Кратко о предыдущем выпуске: У переселенцев был высокий уровень культуры. Уже через
шесть лет после основания Бостона, в 1636 году, здесь
закладывают первый американский университет — Гарвардский
колледж. В учебных планах Гарварда присутствовали мирские
предметы — философия, математика, физика, хотя их
преподавали духовные лица.
Новая Англия уделяла внимание и богослужениям и
образованию (прежде всего школьному). Практически каждый
житель был грамотен, а это существенно повышало его деловую
и общественную активность. Школьное образование и содержание детей в школах, как
правило, было бесплатным для родителей, так как все расходы
принимала на себя религиозная община. В Массачусетсе к
середине XVII века было принято несколько законов
относительно обязательного среднего образования. То же
происходило и в других колониях Новой Англии; причем
родители несли всю полноту ответственности за то, чтобы их
дети умели не только читать, но и разбираться в принципах
веры и общественной жизни. Многими чертами своего устройства новоанглийское
общество напоминало Бенсалем — мифический остров в океане,
изображенный в утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида»
(опубликована в 1627 году, после смерти философа). В Новой
Англии, в сущности так же, как и в утопии Бэкона,
чрезвычайно высоко ценились практические знания, ученость,
широкая образованность. Но и там и тут все это сочеталось не
просто с открытой религиозностью, но и с ожесточенной
религиозной нетерпимостью. С одной стороны, подробно
воссозданный Бэконом идеал общественного статуса наук — Дом
Соломона — святилище знания, соединенного с практическими
нуждами промышленности, сельского хозяйства и торговли, с
другой — и на Бенсалеме и в Новой Англии — бескомпромиссное
имущественное неравенство, допускавшееся и имевшееся в виду
изначально. Разумеется, речь не о том, что английские
колонии управлялись по бэконовским начертаниям. Но в
утопической форме гениальный английский ученый выразил
основные идейные и социально-политические веяния своего
времени, а они во многом воплотились в устройстве
новоанглийской жизни. Но какие бы параллели ни проводить между ренессансно-
просветительской утопией Бэкона и колониями Новой Англии,
они разумеется будут хромать, потому что общественный строй
колоний Северо-Востока отличался прежде всего религиозным
окостенением, тоталитарной властью церковной конгрегации,
просвещенностью во имя-веры, а не вопреки ей. (Употребляемые
термины подробно объяснены в предыдущих выпусках.) Противоречивое сочетание экономических, социальных и
идейных факторов формирования новоанглийского общества не
подлежит однозначному истолкованию. Имея в виду общую
историкую и культурную интерпретацию духовного развития
первых колоний в Северной Америке, известный исследователь
американской культуры Г.М. Джонс предложил немного условно
выделить три главных элемента, скорее даже структуры,
определявших все вместе становление новой культуры в
колониях. Это — Средневековье, Возрождение и Реформация... Читайте об этом - в следующем выпуске.