Ранняя американская философия
| |
Ранняя американская философия
Приветствую уважаемых посетителей!
Краткое содержание предыдущего выпуска: 6 сентября 1620 года парусник "Мэйфлауэр" вышел из
плимутской бухты. На борту корабля отметим троих пассажиров:
Уильям Брюстер с женой Мэри и Уильям Брэдфорд. Это
представители религиозного течения "твердых". Идея
переселения принадлежала лидерам крайне левого, радикального
крыла английской Реформации. Причиной явились прежде всего
идейные факторы. Они и составили основу духовной культуры
североамериканских колоний Великобритании. |
Вы читаете второй выпуск, посвящённый ранней американской
философии. С высоты современной эпохи мы прекрасно понимаем,
насколько сложным, интересным, и драматичным был путь
становления американского национального философского
сознания. Он не дал миру гениев абстрактного
философствования, но породил плеяду незаурядных мыслителей,
сочетавших энциклопедическую образованность и доскональную
осведомленность в новейших достижениях европейской философии
с трезвым и практичным взглядом на реальность, желанием и
возможностью воплотить истины "науки всех наук" в конкретную
жизнь нарождавшейся американской нации. Ранняя американская философия — это философия и
входящие в ее орбиту формы философской деятельности в
североамериканских колониях Великобритании, а затем в
Соединенных Штатах Америки вплоть до Гражданской войны между
Севером и Югом и оформления американского прагматизма в
середине 70-х годов XIX века. В 1877—1878 годах в Америке было опубликовано две
статьи, озаглавленные "Закрепление верования" и "Как сделать
ясными наши идеи". Статьи эти, написанные математиком и
философом Чарлзом Сандерсом Пирсом (1839—1914), стали
своеобразной философской классикой. Они ознаменовали выход
на американскую и даже мировую философскую арену
прагматизма, которого ожидала долгая историческая судьба, не
завершившаяся и поныне. Пирс, создавший оригинальное
мировоззренческое учение, открыл "золотой век" американской
философии и отчетливо обозначил ее переход от раннего этапа
развития к этапу зрелых теоретических форм, вполне
отвечающих мировым канонам. "Золотой век" американской
философии, который западные исследователи связывают также с
творчеством Уильяма Джемса (1842—1910) и Джона Дьюи
(1859—1952) — оба философа были последователями Пирса, — а
также стоявших особняком Джосайи Ройса (1855—1916) и Джорджа
Сантаяны (1863—1952), — название совершенно условное и во
многом уязвимое. Но оно обладает одним чисто стилистическим
достоинством — образно раскрывает смысл теоретического
расцвета философской мысли в США последней трети XIX —
начала XX века. Но что же тогда творилось в американской
философской мысли до "золотого века", мог ли он настать сам
собой, вырасти из ничего, без соответствующей исторической и
теоретической подготовки, занимавшей, надо думать,
длительный временной период? Совершенно очевидно, что существовала эпоха, предшествовавшая "золотому веку" американской философии и сделавшая возможным само его возникновение. (Такое логическое обоснование "на кончике пера" необходимости ранней американской философии чем-то напоминает абстрактно-математическое открытие У. Леверье планеты Нептун, предвосхитившее визуальное открытие этой планеты. Впрочем, и без умозрительных "фигур" ранняя американская философия вполне наблюдаема.) Об этом - в следующем выпуске.
Оставайтесь с нами! rusnetusa@mtu-net.ru
|
|