Вы читаете 23-й выпуск, посвящённый ранней американской
философии.
Краткое содержание прошлого выпуска: Вступая на борт «Мэйфлауэра», переселенцы,
возглавлявшиеся Брюстером, истово верили в свою богом
вдохновенную миссию. И вся их дальнейшая жизнь на новых
землях — представляла собой комбинацию религиозной
ослепленности и трезвой экономической расчетливости, веры в
небесный идеал и замкнутости в индивидуалистическом мирке
борьбы за личное благополучие.
Обогнув мыс Код, 11 ноября 1620 года «Мэйфлауэр» бросил
якорь. Перед переселенцами открывалась панорама
американского берега. Путь к высадке преграждали подводные
камни и мели. Между тем отцы-пилигримы не расставались с мыслью об
историческом значении того, что с ними происходило. И в этом
они не заблуждались. На борту судна был составлен и подписан
всеми прибывшими в Новый Свет документ, ставший первым
свидетельством американской общественно-политической мысли. Соглашение на «Мэйфлауэре» гласило следующее: «Именем
Господа, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего
могущественного государя Якова, божьей милостью короля
Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры и проч.,
предприняв во славу Божью — для распространения христианской
веры и славы нашего короля и отечества — путешествие с целью
основать колонию в северной части Виргинии, настоящим
торжественно и взаимно перед лицом Бога объединяемся в
гражданский и политический организм для поддержания среди
нас лучшего порядка и безопасности, а также для
вышеуказанных целей; а в силу этого мы создадим и введем
такие справедливые и одинаковые для всех законы, ордонансы,
акты, установления и административные учреждения, которые в
то или иное время будут считаться наиболее подходящими и
соответствующими всеобщему благу колоний и которым мы
обещаем следовать и подчиняться. В свидетельство чего мы
ставим наши имена, мыс Код, 11 ноября... Anno Domini 1620» «Соглашение на «Мэйфлауэре» — именно такое название
получил этот документ — несмотря на свою краткость
Соглашение имело принципиальное значение для будущих судеб
демократии США. В нем можно найти зачатки американского
самоуправления, «дух добровольного объединения», «дух
демократии». В контексте подобных интерпретаций возникали
попытки истолковать историю колонизации англичанами Северной
Америки даже как «священную историю». Можно даже рассматривать Соглашение как зародыш
конституции. Использование ковенантной формы документа и ссылки на
бога-творца в его первых строках объясняются тем, что среди
пассажиров «Мэйфлауэра» важную роль играли лейденские
броунисты-сепаратисты (они же «отцы-пилигримы»), которым
благополучное пересечение океана и высадка на побережье
Нового Света действительно представлялись неким символом
божественной благодати. Ссылки на английского короля и
королевскую власть объясняются тем, что переселенцы вовсе не
стремились к политическому противостоянию метрополии. Они в
целом были чрезвычайно мирно настроены и мечтали лишь о том,
чтобы им дали возможность построить свое общество согласно
кальвинистским канонам. Об этом - в следующем выпуске.