Цитата из предыдущего выпуска: В зените своей карьеры Бэкон начал публиковать в 1597
году «Опыты или наставления нравственные и политические»
(завершающее издание «Опытов» увидело свет в 1625 году), в
которых постоянно ссылался на проблему колонизации в самых
различных ее вариантах. В специальном эссе «О колониях»
философ разработал некий свод правил, требовавших исполнения
при устройстве колоний.
Одна из рекомендаций, данная Бэконом и сыгравшая в
итоге существенную роль в истории Новой Англии: «Постыдно и
греховно заселять колонию отбросами общества и
преступниками; это и для колонии пагубно, ибо подобные люди
остаются негодяями и вместо работы предаются ленности и
бесчинствам». Так получилось, что иммиграция в Новую
Англию в общем-то отвечала этому правилу («Населять колонию,—
наставлял Ф. Бэкон,— надлежит садоводами, пахарями,
кузнецами, плотниками, столярами, рыбаками, охотниками, а к
ним добавить врачей, поваров и пекарей»). В реальной жизни
этот процесс принял следующие очертания: среди колонистов
преобладали представители весьма «нужных» на новом месте
профессий — ткачи, кузнецы, кораблестроители, печатники,
плотники. В своем большинстве это были высокограмотные люди,
хорошо ориентировавшиеся в нюансах протестантской теологии.
«В отношении культуры и ремесел новые колонисты
Массачусетского залива, Нью-Хейвена, Коннектикута и других
поселений были прекрасным отражением наиболее прогрессивной
части Англии»,— заметил американский исследователь
Д. Стройк. «Цементирующую» роль в устойчивом хозяйственном
развитии Новой Англии сыграла и некоторая религиозная
однородность пуританских переселенцев. После Нового Плимута, основанного переселенцами с
«Мэйфлауэра», возникла колония Массачусетс(1629) (Названа по
имени индейского племени, жившего на этой территории.) А за
три года до этого — в 1626 году — на картах появилось
поселение Сейлем, в 1630 году — Бостон. Через двадцать лет
после прибытия «Мэйфлауэра», в 1640 году, население Новой
Англии составляло уже 20 тыс. человек, что свидетельствовало
по тем временам об интенсивной иммиграции в эту часть
английских колоний в Северной Америке. И снова прошу обратить внимание на высокий уровень
культуры первопоселенцев. Уже через шесть лет после
основания Бостона, в 1636 году, здесь закладывают первый
американский университет — Гарвардский колледж, названный в
честь знатного горожанина сэра Джона Гарварда, завещавшего
учебному заведению свой капитал. Первоначально колледж имел
сугубо религиозную направленность и ставил своей целью
обучение будущих проповедников, но иной формы организации
образования в Новой Англии той эпохи не было. Светские
знания и естественные науки довольно медленно пробивались
через пуританское богословие. Однако в учебных планах
Гарварда присутствовали и мирские предметы — философия,
математика, физика (правда, их преподавали духовные лица). "Новая Атлантида..." Читайте об этом - в следующем выпуске.