Краткое содержание предыдущего выпуска: Даже самые жестокие испытания, выпадавшие на долю самих
переселенцев, объявлялись не чем иным, как божественным
предначертанием, закалявшим плоть и дух предопределенных к
спасению и сооружающих град божий на Земле...
Для переселенцев образовался некий замкнутый круг
априорно положительной символики: что бы ни случалось с
колонистами — будь то их первые завоевания и радости или же
трагические коллизии,— все интерпретировалось как указание
на правильное направление общего движения. Всякого рода
лишения и трудности приобретали своеобразное стимулирующее
значение для правоверных пуритан и расценивались не иначе
как наказание для неверных. Обращаясь к истолкованию Библии, пуритане выстраивали
определенную систему аналогий, позволявших превратить тексты
Священного писания в свод практических рекомендаций
относительна того, как обустраивать жизнь. Библейские
символы обнаруживались пуританами буквально на каждом шагу,
а затем по этим «указаниям» восстанавливался и весь
контекст. Наиболее известная и всеобъемлющая аналогия
устанавливала символическое подобие между великим исходом
еврейского народа из Египта и переселением пуритан в Новый
Свет. А это позволяло пуританам «доказывать», что процесс
колонизации Северной Америки есть божественный акт. В самом
широком смысле исход раскрывался в Библии как путь
построения истинной церкви, сопряженный с преодолением
пустыни, т.е. этапа лишений и духовных смут. То же значение
придавали ему и пуританские ортодоксы — с тем лишь
различием, что «истинная церковь» должна была быть основана
в Новой Англии. В своем дневнике Джон Уинтроп рассказывает о, казалось
бы, малозначительном эпизоде: схватке змеи и мыши, в
результате которой мышь победила змею. Однако этот эпизод
получил глубоко символическое осмысление. Змея была
аллегорически уподоблена дьявольской силе, а мышь — тихому и
неприхотливому в своих повседневных притязаниях населению
Новой Англии, сражающемуся с сатанинскими силами. Подобные нескончаемые поиски сакраментального смысла
фактов обостряли воображение пуритан, всегда готовых
раскрыть значение знамений благодати. В ход пускались такие
события, как затменение Солнца и Луны, падение кометы,
неожиданные дуновения ветра, заколебавшееся пламя свечи — во
всем, судили пуритане, проявляют себя частицы божественного
присутствия. Однако строй религиозно-философского мышления пуритан
первых поколений переселенцев не был взрывом фантазий.
Напротив, пуританское мышление было наполнено
рационализмом.. Читайте об этом - в следующем выпуске.